2020 год- Год памяти и славы

Великая Отечественная война 1941-1945 годов – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Её тяжесть и кровопролития наложили огромный отпечаток на сознание людей и имели тяжёлые последствия.  В мае 2020 года мы праздновали 75-ю годовщину Победы русского народа в Великой Отечественной войне. Прошло столько лет, но в памяти не стёрся этот великий подвиг. Участников войны остаётся всё меньше, и узнать подробности того лютого времени мы, нынешнее поколение, можем из произведений литературы. Вашему вниманию обзор литературы о Великой Отечественной войне.

Повесть «Альпийская баллада» Василя Быкова вполне заслуженно имеет в своем названии термин – “баллада”. “Альпийская баллада” – это ода романтическим отношениям между мужчиной и женщиной, это воспевание чудодейственной силы любви, возникшей, казалось бы, в самых не подходящих для этого условиях.

Главные герои книги – советский военнопленный Иван и итальянская политическая заключенная Джулия во время суматохи, возникшей из-за взрыва бомбы на военном заводе, сбегают в горы. Их путь лежит к городу Триесту, по слухам уже освобожденному партизанами. У них есть буханка хлеба, отнятая у местного мирного обывателя, пистолет с неполным магазином и яростное желание выжить. На какое-то время им удается оторваться от погони. Несмотря на присутствие культурного и языкового барьера, все же заключение в многонациональных лагерях не прошло даром, и им удается кое-как общаться на жуткой смеси русского, немецкого и итальянского языков. Путь через незнакомые горы не легок сам по себе, и во много раз он усложняется для физически истощенного заключенного концлагеря. Но ничто так не спаивает людей вместе, как совместное преодоление трудностей. Оказавшись наедине в уникальной природе альпийских лугов, вдали от всего остального мира, раздираемого чудовищной войной, Иван и Джулия проникаются друг к другу нежными романтическими чувствами, что вполне естественно для молодых 20-25-летних людей, которым природой в таком возрасте положено любить и радоваться жизни, а не убивать себе подобных в многомиллионных бойнях. Увы, их счастье недолго – погоня уже “висит на хвосте” и уйти от нее нет никакой возможности…

Судьба подарила Ивану и Джулии всего три дня. Это немного с точки зрения обычной человеческой судьбы, но Иван и Джулия пережили за эти три дня то, что некоторые люди ищут и не могут найти всю свою жизнь.

Книга для современного читателя века может выглядеть несколько наивной и напыщенной. Слишком идеалистичная картина может отпугнуть циника 21 века. Привыкшие к серости собственной жизни, мы не верим в чистые и сильные чувства людей прошлого. Но читать такие книги надо обязательно, хотя бы ради того, чтобы знать – как оно было раньше и от чего мы ушли в современной жизни. Уж лучше любить и потерять, чем вовсе не испытать любви.   Сейчас любовь настолько обесценилась и пошла в размен медяками, что читать эту историю любви – словно дышать чистейшим воздухом.

Виталий Закруткин «Матерь человеческая».  Книга страшная…страшная своей правдивостью.  Повесть впервые была опубликована в 1969 году. Ей присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького.

Великая Отечественная Война. Немцы сжигают хутор, убивая жителей, а оставшихся уводят в плен. И на пепелище остается беременная молодая женщина Мария. Одна! Немцы повесили ее мужа и маленького сына, и Марии нет теперь смысла жить, и только бьющееся под сердцем новая жизнь не дает умереть. И Мария находит в себе силы…она начинает обживаться на пепелище, без еды, питья и крыши над головой. Она начинает совершать свой личный Подвиг. И в этом Подвиге – вся сила духа русского народа, которая не дала фашистам завоевать страну.

Добрая, отзывчивая, сострадательная Мария…Она выхаживала молодого фрица, она за весь колхоз убирала урожай, она приголубила найденных деток и стала им матерью.   Книга небольшая, около 100 страниц, читается на одном дыхании, со слезами на глазах от ужаса, пережитого Марией и одновременно от гордости за наш народ. Такова история женщины, которую автор не мог, и даже не имел права забыть… У каждого человека в жизни случаются потери. У кого то их больше, у кого-то меньше. Тут кому как написала на роду судьба. И каждый из нас ищет опору, для того, чтобы подняться, “собрать” себя. Спасло именно то, что отражено в словах… «Спасает от всех бед работа и любовь»… Любовь к своему дому, к своей земле, к не рожденному ребенку… и работа…нежелание, чтоб пропал труд дорогих ей людей…утирая слезы принимается она за восстановление хутора, сбор урожая, и это помогает ей выжить. К ней, как к теплой хлебной печке, тянется все живое:

коровы, голуби, собаки овцы и даже потерявшиеся детки. Все согревает она своим теплом.. В том, в конечном итоге, и остается смысл нашей женской жизни.

Вот такими теплыми, пухнущими топленым молоком и мамой, остаются ощущения после прочтения этой книги.

Великая отечественная война практически всегда подавалась в книгах и фильмах как повод для гордости или как – сцен боевых действий. Для нас сегодня война – лишь неведомое эхо, возникшее, в лучшем случае, из воспоминаний ветеранов или из тех же самым книг/фильмов. Мы и представить себе не можем, что такое сидеть в окопе в насквозь промокшей, кишащей вшами форме, месяцами не видеть нормальной еды, обнимать оторванную взрывом руку или ногу, прикрывать глаза умершему товарищу… Может быть, поэтому – из-за нашего врождённого чувства безопасности и комфорта – мы с такой лёгкостью смотрим на насилие в современных блокбастерах. Может быть, поэтому на георгиевских ленточках к 9-му мая всё чаще и чаще появляются надписи: “Можем повторить”. 

Книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» – это своеобразная таблетка от лже -патриотизма. Попытка вскрыть изнанку войны и навсегда прижечь глаголом агрессивный нерв человечества. “Написать бы такую книгу о войне, чтобы от войны тошнило, и сама мысль о ней была бы противна. Безумна. Самих генералов бы тошнило…” В течение пяти лет автор путешествовала по городам России и Украины, разговаривала с женщинами, прошедшими войну, записывала исповеди в блокнот и обливалась слезами. Почему именно с женщинами? “Мужчины прячутся за историю, за факты, война их пленяет как действие и противостояние идей, различных интересов, а женщины захвачены чувствами”.

Триста с лишним страниц задавленных временем воспоминаний, вскрытых ран и таящейся боли. Истории, которых слишком мало и слишком много одновременно. Что-то прочтёшь – и кажется, что как будто не договорили, многое оставили “за кадром”;

и хочется, чтобы сняли фильм или написали отдельную книгу… А потом, через абзац или два, вдруг резко вдохнёшь и остановишься и запрокинешь голову – и поймёшь, что нет, не надо больше, пусть останется таким. Пусть пара предложений – живых, непричёсанных, простых – их уже слишком много.

Сборник желательно не читать залпом, а делать перерывы и осмысливать. В обратном случае может показаться, что автор безыскусно бьёт в одну и ту же точку, намеренно давит на жалость. Нужно понимать, что для Светланы Алексиевич между исповедями проходили недели и месяцы; услышав одну историю, она подолгу носила её с собой, проживала снова и снова.

Все признания, собранные в книге, поданы в максимально сыром виде. Автор ничего не приукрашивает, не скрывает “неудобной” правды, не боится оставлять вопросы без ответов. Единственная эмоция, переплётом связывающая страницы, это сострадание. К каждому, кто прошёл сквозь ад и вынес оттуда своё живое сердце. «А они видели столько крови, что потом даже красные розы и гвоздики вызывали отвращение, что не могли ходить на мясной рынок, не могли есть куриное мясо, потому что оно так похоже на человеческое. Обгрызанные крысами руки тяжелораненых. Мать, топящая своего грудного ребенка, чтобы он криком не выдал нахождение партизанского отряда. Белые кости на пепелище. Хруст хрящей и звериные крики во время рукопашной. Организм, истощенный до такой степени, что всю войну не было никаких «женских дел», а после войны многие не могли родить. И самое страшное – это «носить мужские трусы», потому что нет ничего хуже для девушки, чем «умереть некрасивой». Да, была и настоящая любовь. Но были и «походно-полевые жены». Сначала – «сестрички миленькие» во время войны. А после – «На ком ты женился? На фронтовой… У тебя же две младшие сестры. Кто их теперь замуж возьмет?». Светлана Алексиевич хотела написать такую книгу о войне, чтобы от этой войны тошнило, чтобы сама мысль о ней была бы противна и безумна. И это у нее отлично получилось. И так удивительно созвучны этой книге стихи одной из девчонок тех жутких лет – замечательной поэтессы Юлии Друниной:                                                                    

Целовались.
Плакали.
И пели. Шли в штыки.
И прямо на бегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу

Мама! Мама!
Я дошла до цели…
Но в степи, на волжском берегу,
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу.

Повесть Виктора Некрасова “В окопах Сталинграда” – одно из лучших произведений о Великой Отечественной войне. Эта удивительно честная, лишенная показного пафоса и ложной патетики в изображении войны книга пришла к читателям в 1946 году. Но и сегодня написанная тонким психологом, о людях, оставшихся людьми в самых бесчеловечных условиях, а война предлагала только такие условия, она близка и интересна нам своей искренностью и талантом создавшего его автора. Виктор Некрасов (1911-1987), архитектор по профессии, принимал непосредственное участие в войне, в том числе в Сталинградской битве, за что бы награжден медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».    Во многом его произведение автобиографично, а главный герой, Юрий Керженцев, пожалуй, списан с самого автора. Об этом говорят многие детали: оба родились в Киеве, имели одну и ту же профессию в мирной жизни, служили военными инженерами в 284 стрелковой дивизии 1047 стрелкового полка.

О войне всегда читать тяжело, но когда о ней пишет фронтовик, становится еще страшнее. Ты словно переносишься через десятилетия в тот блиндаж, в тот окоп, на ту высоту… И до колик в животе становится жутко от мысли, как эти молодые ребята сражаются, понимая, что в любую секунду их может сразить вражеская пуля, идут выполнять приказ, осознавая, что скорее всего не вернутся, в лоб атакуют врага практически с нулевыми шансами на выживание…Повесть написана без привычного военного героического пафоса и призыва «на амбразуру». В ней война отражена такой, какой она, наверное, и была взаправду. Некрасов показывает обычную жизнь, если вообще можно назвать жизнь в ситуации войны обычной. Здесь не герои, нет, здесь простые люди, которые защищают свою страну.

Каждый персонаж прописан до тонкости, до мельчайшей подробности, поэтому во время чтения кажется, что вот они рядом с тобой, такие реальные и живые, такие, какими их видит Юрий Керженцев. Ординарец Валега, полуграмотный молодой человек, умеющий из ничего сделать конфетку: приготовить обед,

устроить ночлег, создать уют, подлатать обмундирование. Или рядовой Седых, мальчик еще, с пушком на щеках и длинными загнутыми, как у девушки, ресницами, читающий по слогам, застенчивый и ковыряющий от волнения ладонь, на лице которого не дрогнул ни один мускул и ни звука не вырвалось из груди, когда ему без наркоза доставали пулю из предплечья. И их много, их очень много, их, которые победили врага. Ведь практически вся Сталинградская битва на страницах этой повести глазами очевидца… Вообще книга напоминает больше

дневник, чем роман или повесть. Сам Некрасов считал свою книгу романом, но литературное начальство решило, что это будет повесть. Написана очень простым языком, без премудростей и витиеватостей. Читается легко, буквально на одном дыхании.

Альберт Лиханов «Непрощенная». Иногда писателям хватает совсем небольшого количества страниц, чтобы написать большую историю. Так произошло с Непрощенной. В глухой деревушке родилась Аленушка, неземной красоты девушка. Спокойно росла со своей матушкой Пелагеей и батюшкой Сергеем. Ходила в школу, учила немецкий язык, все шло своим чередом, пока не пришла она, роковая Война, которая сломала девушке всю жизнь. В один день, к Алене в селение приезжают немцы. Они забирают весь деревенский скот. Уехали. Через короткий срок фашисты возвращаются, но уже за людьми. Жителям дают непонятные указания, и лишь Алёнушка их понимает. Она очень хорошо знает немецкий. Вступает с ними в разговор, они просят написать на листке слово ” юден ” – еврей. Алёна не знает этого слова, и на всякий случай пишет его два раза, но двух листках. Оказалось, она погубила своих учителей по немецкому, они были еврейками. На глазах у всей деревне их повесили, и сказали оставшимся жителям собираться на трудовые работы. Посадили в эшелон, и уехали. Алёнушка долго рыла окопы в тех местах, но потом их увезли в концлагерь. Тяжело там жилось. Девочка даже в таких обстоятельствах оставалась красавицей. Мать Пелагея долго на работах её прикрывала собой, чтоб её красоты не приметили. Но матушка скоро умирает, и Алена остаётся со своей старой соседкой Клавой. Клава говорит: скоро и меня не будет, ты себя береги как можешь, главное тебе выжить. Когда матушка Пелагея умерла, Алена спросила у кого-то из охранников, можно ли маму похоронить, немцы удивляются, что она их язык знает, похоронить нельзя, но один ей отвечает: запомни, меня зовут Вилли, тебе это понадобится.

Один раз во время работы Вилли приводит Алёнушку к себе в сторожку, и угощает её бутербродами с сыром и колбасой. Она хотела отказаться, ведь он враг, но вспомнив наставления Клавы (которая ещё жива) принимает подачку. Потом этот же Вилли отводит её к врачу, и оказывается, что у Алены ещё не было мужчин. (Конечно, ей только 15!) Помощь Вилли Алене продолжается не совсем долго, потому что Алену перевели в другой блок концлагеря, в котором Вилли не работает. Алена сильно заболела, и до кончины осталось не долго, а с ней даже не было Клавы! Но Вилли её спасает, перевозит к себе в избушку, в которой живёт. Он её очень любит. Вилли выходил Алену, и она вернулась в концлагерь. В её бараке Алену стали обзывать “подстилкой немецкой” ведь её вывели за территорию лагеря. Но как им доказать, что она чиста, что её не трогали? Её лишь обсмеять. Но потом Вилли её спрашивает, будет ли Алена его? Сначала девушка была в шоке, но потом решила спасти себя, и согласилась. Вилли забрал Алену к себе, и они неофициально поженились. Вскоре Алена узнала, что она беременна. Как?! Она была в шоке. Она толком и не любила Вилли, просто привязалась к нему. Аленин ” муженёк” настаивал, чтобы та поехала к нему на Родину, спокойно родила, а он пока будет служить. Алена прибыла в Германию, но встретили её там не радушно, ведь она русская. Её совсем не принимали, когда девушка родила, как они договаривались с Вилли, дочку назвали Лизонькой. Но произошёл очередной удар, Вилли отправили на фронт, и он погиб. В скором времени у Алёны безжалостно отобрали Лизу, и она разбитая, убитая несправедливостью жизни, возвращается на Родину, в своё село. Из жителей осталась одна старушка, да близнецы лет 11. Алена прожила до 60 лет, не завела семьи, всю оставшуюся жизнь была одинокой старушкой. Она больше не видела Лизы. Свои дни коротала с чувством, вины, что её не простили, что выжить на войне и вернутся-это грех. Книга основана на реальных событиях, и Непрощенная, самое подходящее название.

Роман Даниила Гранина «Мой лейтенант». Кто хочет увидеть очередную глянцевую картинку войны — с победными маршами, патриотическими настроениями и громкими подвигами — может сразу отложить эту книгу.

Эта книга взгляд на Великую Отечественную с изнанки, не с точки зрения генералов и маршалов, спокойно отправлявших в пекло и мясорубку целые армии, а изнутри, из траншей и окопов. На фоне тягот, ужасов и неприглядности войны автор дает возможность выговориться простому лейтенанту, одному из тех, кому мы обязаны своей победой.

Не зря эта книга – победитель в национальной литературной премии. Даниил Гранин, участник Великой Отечественной  написал всю правду о войне глазами простого лейтенанта, который участвовал в блокаде Ленинграда. В книге  есть исторические факты, которых вы не узнаете в учебниках истории, и от того они очень ценны. Подробнейшим образом описана жизнь солдат вплоть до того, что они носили, чем питались, где спали, чем болели. Глубоко показан внутренний мир главного героя, его мысли, чувства, переживания. Герой меняется со временем под влиянием событий. Лейтенант в начале книги и в конце – это два разных человека. А вернее, на войне – совершенно другой человек, поэтому герой его и называет “мой лейтенант”, а не “я”. Книга охватывает большой отрезок времени. Начиная от начала войны и заканчивая послевоенным временем, что тоже очень интересно. Вы узнаете, как в Союзе на самом деле относились к ветеранам войны, как нелегко было адаптироваться к мирной жизни лейтенанту. Война калечит не только тело, но и душу.

Не понять нам, живущим как будто растенье в теплице,
Боль и ужас тех лет. Не понять, но должны мы стремиться!
Столько фильмов и книг нам осталось сегодня в наследство!
Через них мы знакомы с тобою, военное детство.
Яркий образ твой в мыслях и снах навсегда сохранится
Тихой болью в душе и слезами на мокрых ресницах.
Всё проходит, но память живая навек остаётся.
Если прошлое помнить, война никогда не вернётся!


Лента цвета пламени и дыма

Из истории Георгиевской ленты

В России традиционно сейчас проходит акция «Георгиевская лента».

Об этом символе Победы, памяти о подвиге многонациональной страны, так сказал строками стихотворения Александр Сергеевич Савенко: 

Раздавали ленты у метро,
Люди брали их, на грудь крепили,
Кто на сумочки, кто на автомобили.
Раздавали ленты у метро…
Ленту Ветерану  подарили,
Он её прижал к своей груди,
А в глазах, вдруг, слёзы проступили.
Что в минуты эти пронеслось
В памяти героя и солдата?
Может, вспомнил вражеский налёт,
Может девушку из медсанбата?..
Сколько было пройдено дорог,
И в жару и в лютые морозы…
От воспоминаний по щекам
Всё катились и катились слёзы.
Старенький, поношенный пиджак,
Тросточка и сгорбленные плечи.
В ту войну он грудью защищал
Наши с вами будущие встречи,
Наши поцелуи под луной,
Наше счастье в маленькой квартире,
Чтобы жили с вами мы сейчас
И спокойно по земле ходили.
И у нас такого права нет –
Забывать  геройский подвиг дедов!
Сколько жизней унесла война,
Прежде чем досталась им победа?!
Сколько их погибло за страну,
Даже не оставив своё имя!
Раздавали ленты у метро,
Ленты цвета пламени и дыма.

Из истории «Ордена Святого Георгия» и Георгиевской ленты.

Лента появилась вместе с Императорским Военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия (Орден Святого Георгия), высшей военной награды Российской империи, который в 1769 году учредила императрица Екатерина II. Им награждали только офицеров, лично отличившихся в военных кампаниях. Это был единственный орден, которым награждали за заслуги на поле боя. В 1807 году был учрежден «Знак отличия военного ордена» для нижних чинов, причисленный к Ордену Святого Георгия. Знаком отличия (серебряный крест четырех степеней) награждали за храбрость только солдат, поэтому его называли «солдатским Георгием».

В годы советской власти «Георгий» был заменен орденом Славы (учрежден в 1943г.), который выдавали за личный подвиг на поле боя.

Крест превратился в звезду, вместо четырех степеней стало три, но колодки Ордена Славы, украшала также Георгиевская лента, подчеркивающая преемственность «Славы» от «Святого Георгия».

Указом Президента России от 8 августа 2000 года «Орден Святого Георгия» восстановлен в качестве высшей воинской награды Российской Федерации. Ею удостаиваются старшие и высшие офицеры за проведение боевых операций. Он сохранил все исторические атрибуты – крест, покрытый белой эмалью,  и георгиевская  оранжево – черная ленточка.

Военнослужащие, принимавшие непосредственное участие на фронтах войны, награждались «Медалью за победу над Германией», учреждённой 9 мая 1945 г. На колодках этой медали также красуется Георгиевская лента.

Цвета ленты – чёрный и оранжевый – означают дым и пламень. Прикалывая георгиевскую ленту к своей одежде, мы проявляем знак уважения и признательности тем, кто рисковал жизнью и проливал кровь за наше Отечество в годы Великой Отечественной войны, во все времена. Это напоминание о неисчислимых жертвах войны. Это символ торжества правды. Использование этой ленты неподобающим образом оскорбляет народную память.


«Дорога памяти»: сайт Минобороны ждет фотографии ветеранов Великой Отечественной войны

Как добавить информацию о своем родственнике в галерею «Дорога Памяти», которая объединит десятки миллионов фотографий фронтовиков и работников оборонных предприятий, партизан и жителей блокадного Ленинграда, сотрудников учреждений культуры и военных корреспондентов, всех, кто самоотверженно сражался и трудился в годы Великой Отечественной войны, защищая родную землю от фашистских полчищ. Для того, чтобы добавить информацию о своем родственнике, нужно сделать четыре простых шага.

Шаг первый. Зайти на сайт https://foto.pamyat-naroda.ru/hero

Шаг второй. Заполнить анкету. Обязательными для заполнения являются поля «Имя», «Фамилия» и e-mail для доступа в личный кабинет, а все остальные данные сообщаются по возможности. Так, можно указать дату и место рождения, дату призыва, место службы, воинское звание. В графе «История героя» можно поведать о боевом пути родственника, о его жизни до и после войны, добавить ссылку на сторонние проекты. При необходимости можно просмотреть и использовать информацию о родственнике в базах Минобороны, нажав на соответствующую кнопку. Или добавить героя, используя открытую базу офицеров. 

Шаг третий. Загрузить фотографию, если она имеется. При необходимости ее можно кадрировать или повернуть.

Шаг четвертый. Нажать кнопку «Сохранить». После модерации герой будет добавлен на сайт.

Добавить информацию можно будет и после открытия галереи. 


«Забыть на свете можно все, войну забыть нельзя»

Через военные комиссариаты страны производится поиск и систематизация материалов об участниках Великой Отечественной войны. Информация собирается для создания галереи «Дорога Памяти» в строящемся главном храме Вооруженных Сил РФ.

Главный храм Вооруженных Сил РФ возводится на территории военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» в Подмосковье в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Он станет духовным, учебно-методическим и просветительским центром как для военнослужащих и православных священников, так и для всех граждан России. Здание храма строится на добровольные пожертвования военнослужащих, членов их семей, всех неравнодушных граждан и организаций, специально для этого создан благотворительный фонд «Воскресение».

На прихрамовой территории запланировано сооружение галереи «Дорога Памяти», где будут установлены терминалы для просмотра фотографий, сведений из биографии, боевом пути, наградах участников Великой Отечественной войны, а также мозаичные картины.

В сборе информации об участниках войны могут принять участие все желающие. Сведения должны содержать следующую информацию об участнике войны: фамилия, имя, отчество, год рождения, портретные фотографии военных или послевоенных лет, имеющиеся награды военных лет (факты необходимо подтвердить копиями наградных или иных документов, фронтовыми письмами, извещениями о гибели, архивными справками, справками о ранении).

Интерактивная галерея «Дорога Памяти» – грандиозное сооружение, которое строится рядом с Главным храмом Вооруженных сил. Она протянется ровно на 1418 шагов по числу дней войны. Здесь будут залы, посвященные главным битвам. В нее вольется река из фотографий участников войны: будь то фронтовик, труженик тыла или узник концлагеря.

Сбор информации об участниках войны не прекратится и после празднования 75-летия Победы. Он будет длиться до тех пор, пока не останется белых пятен в войне, о которой нельзя забыть. 

В сети Интернет есть множество сайтов, где можно найти данные о родственниках и близких, погибших или пропавших без вести в ходе Великой Отечественной войны. Недавно на сайте «Российская газета» появилась база данных с такими сайтами, вот и мы решили поделиться с вами информацией. Надеемся, что она вам поможет отыскать своих родных и близких.

www.podvignaroda.ru – общедоступный электронный банк документов о награжденных и награждениях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

www.obd-memorial.ru – обобщенный банк данных о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период;

www.pamyat-naroda.ru – общедоступный банк данных о судьбах участников Великой Отечественной войны. Поиск мест первичных захоронений и документов о награждениях, о прохождении службы, о победах и лишениях на полях сражений;

www.rkka.ru/ihandbook.htm – награжденные орденом Красного Знамени в период с 1921 по 1931 гг.;

 www.moypolk.ru – сведения об участниках Великой Отечественной войны, в том числе тружениках тыла – живых, умерших, погибших и пропавших без вести. Собраны и пополняются участниками общероссийской акции «Бессмертный полк»;

www.dokst.ru – сведения о погибших в плену на территории Германии; www.polk.ru – информация о советских и российских солдатах, пропавших без вести в войнах XX века (в том числе страницы «Великая Отечественная война» и «Неврученные награды»);

www.pomnite-nas.ru – фотографии и описания воинских захоронений;

rf-poisk.ru – электронная версия книги «Имена из солдатских медальонов», тома 1-6. Содержат алфавитные сведения о погибших в годы войны, чьи останки, обнаруженные в ходе поисковых работ, удалось идентифицировать; rf-poisk.ru/page/34/ – книги памяти (по регионам России, с прямыми ссылками и аннотацией);

soldat.ru – книги памяти (по отдельным регионам, родам войск, отдельным частям и соединениям, об умерших в плену, погибших в Афганистане, Чечне);

soldat.ru – набор справочников для самостоятельного поиска информации о судьбе военнослужащих (в том числе справочник полевых почтовых станций РККА в 1941-1945 годах, справочник условных наименований воинских частей (учреждений) в 1939-1943 годах, справочник дислокации госпиталей РККА в 1941-1945 годах);

www.rkka.ru – справочник военных сокращений (а также уставы, наставления, директивы, приказы и личные документы военного времени).

archive.mil.ru – Центральный архив Министерства обороны;

rgvarchive.ru – Российский государственный военный архив (РГВА). Архив хранит документы о боевых действиях частей РККА 1937-1939 гг. у озера Хасан, на реке Халхин-Гол, в Советско-финской войне 1939-1940 гг. Здесь же – документы пограничных и внутренних войск ВЧК-ОГПУ-НКВД-МВД СССР с 1918 г.; документы Главного управления по делам военнопленных и интернированных МВД СССР и учреждений его системы (ГУПВИ МВД СССР) периода 1939-1960 гг.; личные документы советских военных деятелей; документы иностранного происхождения (трофейные). На сайте архива также можно найти путеводители и справочники, облегчающие работу с ним.

rgaspi.org – Российский государственный архив социально-политической информации (РГАСПИ). Период Великой Отечественной войны в РГАСПИ представлен документами чрезвычайного органа государственной власти – Государственного комитета обороны (ГКО, 1941-1945 гг.) и Ставки верховного главнокомандующего;

rgavmf.ru – Российский государственный архив Военно-Морского флота (РГАВМФ). Архив хранит документы военно-морского флота России (конец XVII в. — 1940 г.). Военно-морская документация периода Великой Отечественной войны и послевоенного периода хранится в Центральном военно-морском архиве (ЦВМА) в Гатчине, находящемся в ведении Министерства обороны РФ;

victory.rusarchives.ru – список федеральных и региональных архивов России (с прямыми ссылками и описанием коллекций фото- и кинодокументов периода Великой Отечественной войны).

Источник: http://mirmol.ru/blogs/bazy-dannyh-dlja-poiska-informacii-ob-uchastnikah-vov-v-internete/

Гл. библиограф Г. Мочалова