Правовая информация с КонсультантПлюс

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ПРЕДПИСАНИЙ
В СВЯЗИ С КОРОНАВИРУСОМ (COVID-19)
 

1. Ответственность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность

2. Ответственность физических лиц

 

1.Ответственность лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность

1.1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Условия Ответственность Основание
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если это:

– повлекло по неосторожности массовое заболевание или отравление людей;

– создало угрозу наступления таких последствий

– штраф от 500 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев;

– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет;

– ограничение свободы на срок до 2 лет;

– принудительные работы на срок до 2 лет;

– лишение свободы на срок до 2 лет

ч. 1 ст. 236 УК РФ

Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если это повлекло по неосторожности смерть человека – штраф в размере от 1 миллиона до 2 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

– ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет;

– принудительные работы на срок от 3 до 5 лет;

– лишение свободы на срок от 3 до 5 лет

ч. 2 ст. 236 УК РФ

Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если это повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц – принудительные работы на срок от 4 до 5 лет;

– лишение свободы на срок от 5 до 7 лет

ч. 3 ст. 236 УК РФ
Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, если нарушение совершено:

– в период режима ЧС;

– при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих;

– в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина)

административный штраф:

– для должностных лиц – от 50 тысяч до 150 тысяч рублей;

– для ИП – от 50 тысяч до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

– для юрлиц – от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ

Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ

Невыполнение в установленный срок выданного в указанные выше периоды законного предписания, постановления или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий административный штраф:

– для должностных лиц – от 50 тысяч до 150 тысяч рублей;

– для ИП – от 50 тысяч до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

– для юрлиц – от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Если действия (бездействие), предусмотренные ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, при этом не содержали уголовно наказуемого деяния административный штраф:

– для должностных лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;

– для ИП – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

– для юрлиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ

Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020

Если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности временный запрет деятельности ст. 27.16 КоАП РФ
1.2. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности
Условия Ответственность Основание
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС (кроме случаев, установленных ст. 6.3 КоАП РФ) предупреждение:

– для должностных лиц;

– для ИП;

– для юрлиц

ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ

Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ

административный штраф:

– для должностных лиц – от 10 тысяч до 50 тысяч рублей;

– для ИП – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;

– для юрлиц – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей

Совершение действий (бездействия), предусмотренных ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и повлекших причинение вреда здоровью человека или имуществу (кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния административный штраф:

– для должностных лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;

– для ИП – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

– для юрлиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ

Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административный штраф:

– для должностных лиц – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;

– для ИП – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

– для юрлиц – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности временный запрет деятельности ст. 27.16 КоАП РФ
1.3. Невыплата или неполная выплата зарплаты за период, объявленный нерабочими днями
Условия Ответственность Основание
Частичная невыплата зарплаты свыше 3 месяцев, совершенная из личной заинтересованности руководителем организации (обособленного подразделения), работодателем – физическим лицом – штраф в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;

– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года;

– принудительные работы на срок до 2 лет;

– лишение свободы на срок до 1 года

ч. 1 ст. 145.1 УК РФ
Полная невыплата зарплаты свыше 2 месяцев или выплата зарплаты свыше 2 месяцев в размере ниже установленного федеральным законом МРОТ, совершенные из личной заинтересованности руководителем организации (обособленного подразделения), работодателем – физическим лицом – штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;

– принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;

– лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

ч. 2 ст. 145.1 УК РФ
Совершение деяний, предусмотренных ч. 1, ч. 2 ст. 145.1 УК РФ, если они повлекли тяжкие последствия – штраф в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

– лишение свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового

ч. 3 ст. 145.1 УК РФ
Если действия по невыплате или неполной выплате зарплаты в установленный срок не содержат уголовно наказуемого деяния предупреждение:

– для должностных лиц;

– для ИП;

– для юрлиц

ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ
административный штраф:

– для должностных лиц – от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;

– для ИП – от 1 тысячи до 5 тысяч рублей;

– для юрлиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей

Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение административный штраф:

– для должностных лиц – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;

– для ИП – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей;

– для юрлиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей

ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ
дисквалификация для должностных лиц на срок от 1 до 3 лет

Также нормативные акты предусматривают:

– дисциплинарную ответственность руководителя и/или иного виновного должностного лица (ст. 192, ст. 195 Трудового кодекса РФ);

– выплату компенсации (ст. 236 Трудового кодекса РФ);

– индексацию недоплаченных сумм (ст. 134 Трудового кодекса РФ, ст. 208 ГПК РФ,

абз. 3 п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2);

– компенсацию морального вреда (ст. 237 Трудового кодекса РФ);

1.4. Публичное распространение заведомо ложной информации об эпидемии коронавирусной инфекции
Условия Ответственность Основание
Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации:

– об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан;

– о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты

– штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев;

– обязательные работы на срок до 360 часов;

– исправительные работы на срок до 1 года;

– ограничение свободы на срок до 3 лет

ст. 207.1 УК РФ

Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ

Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека – штраф в размере от 700 тысяч до 1 миллиона 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

– исправительные работы на срок до 1 года;

– принудительные работы на срок до 3 лет;

– лишение свободы на срок до 3 лет

ч. 1 ст. 207.2 УК РФ

Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ

Совершение деяния, указанного в ч. 1 ст. 207.2 УК РФ, если это повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия – штраф в размере от 1 миллиона 500 тысяч до 2 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;

– исправительные работы на срок до 2 лет;

– принудительные работы на срок до 5 лет;

– лишение свободы на срок до 5 лет

ч. 2 ст. 207.2 УК РФ

Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ

Распространение в СМИ, а также в Интернете под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации:

– об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан;

– о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты

административный штраф для юрлиц в размере от 1 миллиона 500 тысяч до 3 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой ч. 10.1 ст. 13.15 КоАП РФ;

Примечание к ст. 13.15 КоАП РФ

Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020

Распространение в СМИ, а также в Интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, если это повлекло:

– смерть человека;

– причинение вреда здоровью человека или имуществу;

– массовое нарушение общественного порядка (общественной безопасности);

– прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи

административный штраф для юрлиц в размере от 3 миллионов до 5 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой ч. 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ

Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10.1, ч. 10.2 ст. 13.15 КоАП РФ административный штраф:

– для должностных лиц – от 600 тысяч до 900 тысяч рублей;

– для юрлиц – от 5 миллионов до 10 миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой

ч. 11 ст. 13.15 КоАП РФ
1.5. Реализация либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением размеров надбавок
Условия Ответственность Основание
При нарушении предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями административный штраф:

– для должностных лиц – от 250 до 500 тысяч рублей;

– для ИП – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года;

– для юрлиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года

ч. 4 ст. 14.4.2 КоАП РФ
1.6. Подача кредитором заявления о признании должника банкротом в период действия моратория, введенного Правительством РФ

При подаче заявления в отношении лиц, на которых распространяется действие моратория, предусматривается возврат заявления (п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”)

Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ

1.7. Отказ перевозчика вернуть провозную плату пассажиру в связи с вынужденным отказом от перевозки из-за прекращения с 27 марта авиасообщения из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении
Нормативные акты предусматривают:

– возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ);

– взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ)

 

  1. Ответственность физических лиц

 

2.1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Условия Ответственность Основание
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если это по неосторожности:

– повлекло массовое заболевание или отравление людей;

– создало угрозу наступления таких последствий

– штраф от 500 до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от 1 года до 18 месяцев;

– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет;

– ограничение свободы на срок до 2 лет;

– принудительные работы на срок до 2 лет;

– лишение свободы на срок до 2 лет

ч. 1 ст. 236 УК РФ

Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если это повлекло по неосторожности смерть человека – штраф в размере от 1 до 2 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от 1 года до 3 лет;

– ограничение свободы на срок от 2 до 4 лет;

– принудительные работы на срок от 3 до 5 лет;

– лишение свободы на срок от 3 до 5 лет

ч. 2 ст. 236 УК РФ

Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, если это повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц – принудительные работы на срок от 4 до 5 лет;

– лишение свободы на срок от 5 до 7 лет

ч. 3 ст. 236 УК РФ
Нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, если нарушение совершено:

– в период режима ЧС;

– при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих;

– в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина)

административный штраф в размере от 15 до 40 тысяч рублей ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ

Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ

Невыполнение в установленный срок выданного в указанные выше периоды законного предписания, постановления или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий административный штраф в размере от 15 до 40 тысяч рублей
Если действия (бездействие), предусмотренные ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, повлекли причинение вреда здоровью или смерть человека, при этом не содержали уголовно наказуемого деяния административный штраф в размере от 150 до 300 тысяч рублей ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ

Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020

Также нормативные акты предусматривают:

– медицинское вмешательство без согласия гражданина или законного представителя (п. 2 ч. 9 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”);

– вынесение постановления о госпитализации, изоляции, о проведении медосмотра, о временном отстранении от работы, о проведении прививок (п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”,

Письмо Роспотребнадзора от 17.02.2020 N 02/2318-2020-24)

2.2. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности
Условия Ответственность Основание
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС (кроме случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ) предупреждение ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ

Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ

административный штраф в размере от 1 до 30 тысяч рублей
Если действия, предусмотренные ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, повлекли причинение вреда здоровью человека или имуществу (кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ), при этом эти действия (бездействие) не содержали уголовно наказуемого деяния административный штраф в размере от 15 до 50 тысяч рублей ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ

Также см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административный штраф в размере от 15 до 50 тысяч рублей
Несоблюдение режима самоизоляции лицами в возрасте 65 лет и старше, подлежащими обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в период нахождения на карантине в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии с Временными правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 N 402) возмещение ФСС РФ причиненного ущерба ст. 1064 ГК РФ;

п. 11 Временных правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 N 402

2.3. Публичное распространение заведомо ложной информации об эпидемии коронавирусной инфекции
Условия Ответственность Основание
Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации:

– об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан;

– о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты

– штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от 1 года до 18 месяцев;

– обязательные работы на срок до 360 часов;

– исправительные работы на срок до 1 года;

– ограничение свободы на срок до 3 лет

ст. 207.1 УК РФ

Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ

Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека – штраф в размере от 700 тысяч до 1 миллиона 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев;

– исправительные работы на срок до 1 года;

– принудительные работы на срок до 3 лет;

– лишение свободы на срок до 3 лет

ч. 1 ст. 207.2 УК РФ

Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ

Совершение деяния, указанного в ч. 1 ст. 207.2 УК РФ, если это повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия – штраф в размере от 1 миллиона 500 тысяч до 2 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от 18 месяцев до 3 лет;

– исправительные работы на срок до 2 лет;

– принудительные работы на срок до 5 лет;

– лишение свободы на срок до 5 лет

ч. 2 ст. 207.2 УК РФ

Также см. обзоры по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утв. Президиумом Верховного Суда РФ

 


Расчет компенсации за неиспользованный отпуск: формула

Ком­пен­са­ция за неис­поль­зо­ван­ный от­пуск рас­счи­ты­ва­ет­ся по сле­ду­ю­щей фор­му­ле:

Ко­ли­че­ство неис­поль­зо­ван­ных от­пуск­ных дней по об­ще­му пра­ви­лу опре­де­ля­ет­ся как про­из­ве­де­ние ко­ли­че­ства дней от­пус­ка, по­ло­жен­ных ра­бот­ни­ку за каж­дый месяц ра­бо­ты (го­до­вой от­пуск делим на 12), на ко­ли­че­ство ме­ся­цев, от­ра­бо­тан­ных у кон­крет­но­го ра­бо­то­да­те­ля, за ми­ну­сом уже от­гу­лян­ных дней от­пус­ка.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что при под­сче­те ко­ли­че­ства ме­ся­цев, от­ра­бо­тан­ных у ра­бо­то­да­те­ля, есть свои осо­бен­но­сти (п.35 Пра­вил, утв. НКТ СССР 30.04.1930 N 169). Так, если ра­бот­ник от­ра­бо­тал мень­ше по­ло­ви­ны ме­ся­ца, то из рас­че­та этот месяц ис­клю­ча­ет­ся, если же по­ло­ви­ну и более – дан­ный месяц учи­ты­ва­ет­ся как целый. Как нам разъ­яс­ни­ли в Ро­стру­де, если в ме­ся­це 31 день, то по­ло­ви­на – это 16 дней, а если в ме­ся­це 29 дней, то по­ло­ви­на – это 15 дней.

Компенсация за неиспользованный отпуск, если отпуск предоставляется в рабочих днях

Опре­де­лен­ным ка­те­го­ри­ям ра­бот­ни­ков от­пуск предо­став­ля­ет­ся не в ка­лен­дар­ных, а в ра­бо­чих днях. К при­ме­ру, к таким ра­бот­ни­кам от­но­сят­ся се­зон­ные ра­бот­ни­ки (ст.295 ТК РФ), а также со­труд­ни­ки, с ко­то­ры­ми за­клю­чен тру­до­вой до­го­вор на срок до двух ме­ся­цев (ст.291 ТК РФ). Так вот, ком­пен­са­ция за неис­поль­зо­ван­ный от­пуск этим ра­бот­ни­кам рас­счи­ты­ва­ет­ся по той же фор­му­ле, что и ра­бот­ни­кам, ко­то­рым от­пуск предо­став­ля­ет­ся в ка­лен­дар­ных днях (см. фор­му­лу выше). Од­на­ко ко­ли­че­ство неис­поль­зо­ван­ных дней от­пус­ка счи­та­ет­ся иначе:

Срок выплаты компенсации за неиспользованный отпуск

Все рас­че­ты с ра­бот­ни­ком при его уволь­не­нии ра­бо­то­да­тель обя­зан про­из­ве­сти в по­след­ний день ра­бо­ты этого со­труд­ни­ка (ст.140 ТК РФ). Со­от­вет­ствен­но, ком­пен­са­цию за неис­поль­зо­ван­ный от­пуск ра­бот­ник дол­жен по­лу­чить также в свой по­след­ний ра­бо­чий день.

Ответственность за невыплату компенсации за неиспользованный отпуск

Если ра­бо­то­да­тель не вы­пла­тит уволь­ня­ю­ще­му­ся ра­бот­ни­ку ком­пен­са­цию за неис­поль­зо­ван­ный от­пуск, а тру­д­ин­спек­ция узна­ет об этом (на­при­мер, ра­бот­ник на­пи­шет жа­ло­бу), то ра­бо­то­да­те­ля оштра­фу­ют. Раз­мер штра­фа со­став­ля­ет (ч.6 ст.5.27 КоАП РФ):

·         от 30000 руб. до 50000 руб. – для юр­ли­ца-ра­бо­то­да­те­ля;

·         от 10000 руб. до 20000 руб. – для долж­ност­ных лиц юр­ли­ца-ра­бо­то­да­те­ля;

·         от 1000 руб. до 5000 руб. – для ИП-ра­бо­то­да­те­лей.

Кста­ти, если ком­пен­са­цию за неис­поль­зо­ван­ный от­пуск ра­бо­то­да­тель вы­пла­тит, но с на­ру­ше­ни­ем уста­нов­лен­но­го срока, то вме­сте с этой ком­пен­са­ци­ей ра­бо­то­да­тель обя­зан вы­пла­тить ра­бот­ни­ку еще и дру­гую ком­пен­са­цию – за за­держ­ку тру­до­вых вы­плат (ст.236 ТК РФ). Ее раз­мер может рас­счи­тать наш Каль­ку­ля­тор ком­пен­са­ции за за­держ­ку зар­пла­ты.

Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении и НДФЛ

Такая ком­пен­са­ция об­ла­га­ет­ся НДФЛ в пол­ном объ­е­ме (п.1 ст.217 НК РФ). Налог с ком­пен­са­ции за неис­поль­зо­ван­ный от­пуск ра­бо­то­да­тель дол­жен пе­ре­чис­лить в бюд­жет не позд­нее дня, сле­ду­ю­ще­го за днем ее вы­пла­ты (п.6 ст.226 НК РФ).

В справ­ке 2-НД­ФЛ ком­пен­са­ция за неис­поль­зо­ван­ный от­пуск от­ра­жа­ет­ся по коду до­хо­дов 2013 (При­ло­же­ние № 1 к При­ка­зу ФНС от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@).

Компенсация за неиспользованный отпуск: страховые взносы

Ком­пен­са­ция за неис­поль­зо­ван­ный от­пуск об­ла­га­ет­ся стра­хо­вы­ми взно­са­ми на ОПС, на ОМС, на ВНиМ (пп.2 п.1 ст.422 НК РФ), а также взно­са­ми «на трав­ма­тизм» (пп.2 п.1 ст.20.2 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

С 25 июня в Кировской области снимаются ограничения на работу стационарных заведений общественного питания. Организации могут начать деятельность при строгом соблюдении рекомендаций Роспотребнадзора.

Это решение не распространяется на объекты общепита, расположенные в торговых центрах, моллах, на рынках, кинотеатрах, спортивных объектах, детских игровых комнатах и так далее.

Также с 25 июня возобновляют свою работу плавательные бассейны. Посещение бассейнов разрешено из расчета не более одного человека на 10 кв. метров воды.

В фитнес-центрах по предварительной записи будет разрешено проводить занятия исходя из площади 4 кв.метра на одного посетителя. Дополнительные услуги, такие как бани, сауны, солярии все еще останутся под запретом.


В Кировской области возобновляют работу музеи, библиотеки и летние кафе.

Работникам и посетителям необходимо будет пользоваться средствами индивидуальной защиты и соблюдать дистанцию.

  • Летние кафе могут работать только при условии использования одноразовой посуды и одноразового меню.
  • Размещение посадочных мест должно производиться только в уличных сезонных кафе при обязательном соблюдении дистанцирования.
  • Обслуживание посетителей в формах «банкет», «фуршет» и «шведский стол» по-прежнему запрещены.
  • Повара раз в неделю будут обязаны проходить обследование.

Остальные изменения: Постановление Правительства Кировской области от 16.06.2020 № 298-П “О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П”


Документ предоставлен КонсультантПлюс

“Официальный сайт ГИС ЗПП zpp.rospotrebnadzor.ru”, 2018

Вопрос: Мне подарили сертификат номиналом в 1 500 рублей в магазин косметики. В магазине я ничего выбрать не смогла. На просьбу о возврате данного сертификата получила отказ. Почему нельзя вернуть подарочный сертификат, ведь с момента покупки не прошло еще 14 дней, сертификат не использовался, имеет товарный вид, в упаковке и он (сертификат) не входит в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату и обмену?

Ответ: Подарочный сертификат товаром не является, он дает лишь право предъявителю на приобретение товаров на сумму, указанную в сертификате.

Соответственно, сумма стоимости сертификата, полученная организацией, рассматривается в качестве предварительной оплаты в счет розничной продажи товаров (оказания услуг, выполнения работ), которые будут приобретены (оказаны, выполнены) в будущем.

Сроки, цена и другие условия реализации подарочных сертификатов определяются организацией-продавцом в момент заключения такого договора.

Получить деньги за неиспользованный подарочный сертификат можно лишь в том случае, если такой возврат предусмотрен условиями приобретения подарочного сертификата.

 


Документ предоставлен КонсультантПлюс

“Электронный журнал “Азбука права”, 27.05.2020

Какие меры социальной поддержки предусмотрены для малоимущих семей (одиноко проживающих граждан)?

Малоимущие семьи (одиноко проживающие граждане) могут получать от государства денежные выплаты и натуральную помощь. Им могут быть предоставлены жилые помещения, а также субсидии и компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

Понятие малоимущих (малообеспеченных) семьи и одиноко проживающего гражданина

Получение некоторых видов социальной поддержки, в частности государственной социальной помощи, обусловлено признанием семьи или одиноко проживающего гражданина (далее также – одинокого гражданина) малоимущими в связи с тем, что их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума (ст. 7 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).

Под одиноко проживающим, как правило, понимают гражданина, не имеющего других лиц, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства Вопрос о признании граждан малоимущими решается органом социальной защиты населения по месту их жительства (пребывания) после расчета среднедушевого дохода. Для этого необходимо подать заявление об оказании государственной социальной помощи, в котором следует указать сведения о составе семьи, доходах и имуществе, принадлежащем семье (одинокому гражданину) на праве собственности. Проверка указанных сведений производится в порядке межведомственного взаимодействия (ст. ст. 13 Закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ).

При расчете учитывается сумма доходов членов семьи (одинокого гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, за исключением установленных видов доходов членов семьи (одинокого гражданина), признанных на день подачи заявления безработными. При этом учитываются доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной форме. Среднедушевой доход семьи определяется путем деления одной трети суммы доходов всех ее членов на число членов семьи. Доход одинокого гражданина определяется как одна треть суммы его доходов. При этом в состав доходов входят, например, пенсии, стипендии, пособия и не входят уплаченные алименты, государственная социальная помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи, а также единовременные страховые выплаты (ст. ст. 4, 5, 15 Закона N 44-ФЗ; Перечень видов доходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512).

Справка. Состав семьи в целях расчета среднедушевого дохода

При расчете среднедушевого дохода семьей признаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство – супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы (ст. 1 Закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ; ст. 13 Закона N 44-ФЗ).

В состав семьи не включаются (ст. 14 Закона N 44-ФЗ):

·   военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных вузах и не заключившие контракт о прохождении военной службы;

·   лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, либо в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, либо находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

·   лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Малоимущие семьи (одинокие граждане), попавшие в трудную жизненную ситуацию (например, получившие инвалидность, потерявшие работу), могут получить государственную социальную помощь на основании социального контракта. Она предоставляется не чаще одного раза в пять лет на срок от трех месяцев до года. Ее размер определяется с учетом мероприятий, предусмотренных социальным контрактом, и не может превышать 60 000 руб. (п. 1 ч. 1 ст. 1.1, ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 5 Закона N 189/2013-ОЗ).

На федеральном и региональном уровнях также предусматривается социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам. Однако при ее назначении берется в расчет не среднедушевой доход пенсионера, а общая сумма его материального обеспечения, которая должна быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ по месту его жительства. При этом региональное законодательство может предусматривать определенные условия получения региональной социальной доплаты к пенсии (ч. 1 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ).

Иные виды социальной поддержки

Малоимущим семьям (одиноко проживающим гражданам), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, предоставляются, в частности, следующие виды социальной поддержки.

  1. Бесплатная юридическая помощь в виде устных и письменных консультаций, составления заявлений, жалоб и других документов правового характера, представления интересов граждан в судах, органах власти и организациях (ч. 1 ст. 6, п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ).
  2. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам в случае, если их расходы на эти цели превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для малоимущих семей максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761).
  3. Государственная социальная стипендия студентам, которая назначается при представлении в образовательную организацию документа органа соцзащиты населения о получении государственной социальной помощи (ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 178-ФЗ; ч. 5 ст. 36 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Обратите внимание! В связи с коронавирусной инфекцией продление и назначение государственной социальной стипендии может осуществляться образовательной организацией высшего образования на основании документов в электронном виде с последующим предоставлением их оригиналов. Если срок выплаты ранее назначенной стипендии истекает в период с 15 марта до 15 мая 2020 г. и подтверждение студентами своего статуса в электронном виде не представляется возможным, обеспечивается выплата ежемесячной материальной поддержки не ниже размера социальной стипендии (п. п. 1.1, 1.2, 2 Приказа Минобрнауки России от 09.04.2020 N 566).

Дополнительно отметим, что установлена также ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) начиная с 01.01.2018 первого или второго ребенка. С 2020 г. она может назначаться до достижения ребенком трех лет, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в соответствующем субъекте РФ за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением данной выплаты (ч. 2 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ; ст. 2 Закона от 02.08.2019 N 305-ФЗ; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 29.12.2017 N 889н).

Обратите внимание! Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка до достижения им трех лет не облагается НДФЛ (п. 2.1 ст. 217 НК РФ).

Обеспечение жилыми помещениями с учетом имущественной обеспеченности

Малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, могут быть предоставлены жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. В этом случае для признания малоимущим учитывается не только доход, приходящийся на каждого члена семьи, но и стоимость налогооблагаемого имущества в их собственности (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ; ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).

Справка. Состав семьи в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в состав семьи включаются (ч. 3 ст. 1 Закона N 7):

·   супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства;

·   лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении;

·   иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Также малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, может быть предоставлено по договору социального найма освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей или собственников (ч. 1 ст. 59 ЖК РФ).

Обратите внимание! Малоимущие граждане освобождены от уплаты госпошлины за госрегистрацию прав на недвижимость и договоров об отчуждении недвижимости (пп. 15 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).


Документ предоставлен КонсультантПлюс

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПАМЯТКА

РАБОТОДАТЕЛЮ (СТРАХОВАТЕЛЮ),

С КОТОРЫМ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ СОСТОЯТ ЛИЦА ВОЗРАСТА

65 ЛЕТ И СТАРШЕ

В целях минимизации риска заражения новой коронавирусной инфекцией и недопущения распространения указанной вирусной инфекции на территории Российской Федерации, в связи с принятием постановлений Правительства Российской Федерации от 15.05.2020 N 683 “О внесении изменений во Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше” и от 1 апреля 2020 г. N 402 “Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше” работодателю (страхователю) необходимо:

  1. В целях минимизации риска заражения новым коронавирусом и недопущения распространения указанного вируса на территории Российской Федерации, Работодателю необходимо обеспечить соблюдение работниками карантинного режима и режима изоляции, обязать сотрудников не покидать места пребывания (дом, квартира).
  2. Проинформировать своих работников об ответственности за несоблюдение карантинного режима.
  3. Проинформировать своих работников, достигших по состоянию на 12 мая 2020 года возраста 65 лет (дата рождения 12 мая 1955 года и ранее), что на период изоляции (с 12 мая по 29 мая 2020 года) им будет оформлен электронный листок нетрудоспособности в связи с карантином (код “03”) без посещения медицинской организации.
  4. Начиная с 12 мая 2020 г., в целях оформления работникам, достигшим по состоянию на 12 мая 2020 года возраста 65 лет электронных листков нетрудоспособности и выплаты им пособия, направить в региональное отделение (филиал регионального отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации страхователя (далее – Фонд) электронный реестр сведений <*>, необходимых для назначения и выплаты пособий в общеустановленном порядке. Сведения о медицинском учреждении и реквизиты ЭЛН вносятся в соответствии с нижеприведенными “Особенностями формирования”. <**>
  5. Для формирования реестра сведений и предоставления его в Фонд страхователь может использовать собственное доработанное программное обеспечение, операторов электронного документооборота, бесплатное программное обеспечение “АРМ подготовки расчетов”, размещенное на сайте Фонда по адресу https://lk.fss.ru/eln.html.
  6. На основании направленного Работодателем электронного реестра в соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 15.05.2020 N 683 “О внесении изменений во Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше” и от 1 апреля 2020 г. N 402, уполномоченная медицинская организация сформирует ЭЛН, а Фонд осуществит выплату пособия.
  7. Проинформировать работника о возможности получения информации о сумме назначенного пособия и сведениях об электронном листке нетрудоспособности посредством Личного кабинета застрахованного лица, расположенного в сети “Интернет” по адресу: http://lk.fss.ru/recipient.

* ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТРАХОВАТЕЛЯ

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

** Особенности формирования и представления страхователем реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, старше 65 лет

  1. Реестр сведений не предоставляется в отношении работников возраста 65 лет и старше, которые в период с 12 мая по 29 мая 2020 года находятся в ежегодном оплачиваемом отпуске или переведены на дистанционный режим работы.
  2. В реестр сведений не включаются периоды освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью по другим основаниям (заболевание, травма, карантин по постановлению региональных органов власти, уход за больным членом семьи и т.п.).
  3. В реестр сведений не включаются периоды освобождения от работы в связи с ежегодным отпуском, отпуском без сохранения заработной платы, простоя и в иных случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”.
  4. Реестр сведений заполнятся с учетом следующих особенностей:
Наименование графы Значение показателя
Признак реестра Первичная информация (0)
Вид пособия Временная нетрудоспособность (1)
Признак периода оплаты Есть оплата периода, за который начисляется пособие за счет ФСС (1)
Тип листка Электронный (1)
Листок Первичный (1)
Наименование МО УПОЛНОМОЧЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОГРН МО 0000000000000 (проставляется цифра 0 тринадцать раз)
Номер листка 999020000000
Причина нетрудоспособности 03
Дата выдачи 12.05.2020
Период нетрудоспособности с 12.05.2020 по 29.05.2020
Должность врача ВРАЧ
ФИО врача УП. ВРАЧ
Должность врача председателя ВК ПРЕД ВК
ФИО врача-председателя ВК УП. ВРАЧ
Приступить к работе 30.05.2020

 

  1. Остальные сведения в реестре, необходимые для исчисления и выплаты пособия, вносятся в реестр в соответствии с Порядком заполнения Реестра сведений (Приложение N 2 Приказа Фонда от 24.11.2017 N 579) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 294.

09.05.2020

Роспотребнадзор опубликовал рекомендации по снятию ограничений, введенных из-за коронавируса

Надзорное ведомство разработало документ, с помощью которого главы регионов будут решать, какие противоэпидемические меры следует отменить или ввести по мере изменения обстановки. В документе также указаны меры, которые рекомендовано вводить на все время до полной отмены ограничений.

Какие показатели будут применять для отмены ограничений

В рекомендациях определены величины для 3 основных показателей:

  • Rt – коэффицент распространения инфекции (среднее количество людей, которых инфицирует один больной до его изоляции);
  • наличие свободного коечного фонда для лечения больных COVID-19;
  • показатель тестирования на 100 тыс. человек.

Главные государственные санитарные врачи регионов смогут определить значения 3 дополнительных показателей:

  • уровень летальности от COVID-19;
  • недельная заболеваемость внебольничными пневмониями в сравнении со средним уровнем за последние 3 года;
  • доля лиц, имеющих иммунитет к вирусу, по результатам выборочных исследований.

По предложению региональных властей, а также при изменении эпидобстановки Главный государственный санитарный врач РФ вправе пересмотреть значения показателей.

Первый этап

Условием для первых послаблений является устойчивая тенденция к снижению заболеваемости. Основные показатели должны быть такими.

Rt Свободный коечный фонд Тестирования на 100 тыс. чел.
Не более 1,0 Не менее 50%

от нормативной потребности в инфекционных койках

Не менее 70 в день

Рассчитывается как среднее значение за предыдущие 7 дней.

Если условия выполнены, в регионе могут быть разрешены:

  • работа предприятий сферы услуг и торговли непродовольственными товарами. Последние должны соблюдать ряд требований (площадь торгового зала – не более 400 кв. м, отдельный вход с улицы, на каждого из присутствующих одновременно на объекте людей должно приходиться не менее 4 кв. м);
  • занятия спортом на открытом воздухе (вместе могут заниматься не более 2 человек, соблюдая дистанцию не менее 5 м) и прогулки (вместе могут гулять не более 2 человек, избегая мест массового скопления людей, в том числе детских площадок).

Второй этап

Для этого этапа показатели следующие.

Rt Свободный коечный фонд Тестирования на 100 тыс. чел.
Не более 0,8 Не менее 50%

от нормативной потребности в инфекционных койках

Не менее 90 в день

Порядок расчета не указан. Полагаем, он такой же, как для первого этапа, – среднее значение за предыдущие 7 дней.

Если показатели достигнуты, в регионе может быть разрешена работа образовательных организаций и предприятий торговли непродовольственными товарами с площадью зала до 800 кв. м. При этом у последних должен быть отдельный уличный вход, на каждого из присутствующих одновременно на объекте людей должно приходиться не менее 4 кв. м.

Для граждан дополнительных послаблений на этом этапе нет.

Третий этап

Переход к этому этапу возможен при следующих показателях.

Rt Свободный коечный фонд Тестирования на 100 тыс. чел.
Не более 0,5 Не менее 50%

от нормативной потребности в инфекционных койках

Не менее 110 в день

Порядок расчета не указан. Полагаем, он такой же, как для первого этапа, – среднее значение за предыдущие 7 дней.

Если условия выполнены, может быть разрешена работа:

  • предприятий сферы услуг и торговли без ограничений по площади и количеству посетителей;
  • общепита при условии установки перегородок или расстановки столов на расстоянии не менее 1,5 м;
  • всех образовательных учреждений;
  • гостиниц.

Населению могут разрешить посещать места отдыха (например, парки и скверы) с соблюдением мер социального дистанцирования.

Какие меры предусмотрены для всех этапов

На все время до полной отмены ограничений могут быть введены такие меры:

  • режим самоизоляции для людей с высоким риском тяжелого течения заболевания (старше 65 лет, с хроническими заболеваниями);
  • сохранение по возможности работы в удаленном доступе или введение посменной работы (сотрудники из групп риска могут работать только дистанционно);
  • “масочный” режим (на работе, в транспорте, общественных местах, при любом выходе на улицу);
  • соблюдение дезинфекционного режима;
  • социальное дистанцирование (не менее 1,5 м).

Когда будут сняты все ограничения

Четких критериев для отмены всех противоэпидемических мер в рекомендациях нет. Это произойдет после стабилизации эпидситуации, когда не будет рисков ее осложнения.

Правительство Кировской области изменило сроки самоизоляции.
   
Если кратко, то:
для большинства организаций нерабочий режим продолжается до 20 мая;
с 12 мая дополнительно к уже работающим предприятиям добавятся торговые центры, площадью не более 400 кв.м;
до 30 мая приостановлено посещение образовательных учреждений;
для граждан введён обязательный “масочный” режим в местах общего пользования до 31 мая;
к уже имеющимся поводам нахождения на улице, добавлены возможность прогулок с детьми (кроме нахождения на детских площадках) при условии использования перчаток, а также прогулок не более двух человек по улицам.
Изменений в документе много. Рекомендуем обязательно с ними ознакомиться.
   
Постановление Правительства Кировской области от 11.05.2020 № 225-П “О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П”

Документ предоставлен КонсультантПлюс

КАК ПОСЧИТАТЬ ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ?
(для бюджетной организации)

Сумма пособия, причитающаяся работнику по больничному листу за все оплачиваемые дни, рассчитывается исходя из среднего дневного заработка, умноженного на соответствующий процент, по формуле (ч. 4, 5 ст. 14 Закона N 255-ФЗ):

КАК РАССЧИТАТЬ СРЕДНИЙ ДНЕВНОЙ ЗАРАБОТОК
ДЛЯ ОПЛАТЫ БОЛЬНИЧНОГО ЛИСТА?

Чтобы рассчитать средний дневной заработок, действуйте так.

  1. Определите расчетный период

Расчетный период для исчисления пособия по временной нетрудоспособности – это два календарных года (с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году, в котором наступила нетрудоспособность (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Например, если работник заболел в декабре 2016 г., расчетным периодом будут 2014 и 2015 гг.

Такой же расчетный период будет и для тех случаев, когда в предшествующие два года работник вообще не работал.

Если в расчетном периоде работник был в отпуске по уходу за ребенком или в отпуске по беременности и родам, один или оба года расчетного периода можно заменить на год (годы), непосредственно предшествующий такому отпуску (Письма Минтруда от 09.12.2015 N 17-1/ООГ-1755, ФСС от 30.11.2015 N 02-09-11/15-23247). Но такая замена возможна, только если сумма пособия из-за этого увеличится.

  1. Определите сумму выплат за расчетный период, то есть базу для расчета больничного

При расчете пособия учитываются все выплаты в пользу работника, на которые в расчетном периоде были начислены взносы в ФСС, в том числе отпускные (ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Выплаты, начисленные бывшим работодателем, включаются в расчет на основании справки о заработке или ее копии, которая заверена работодателем, выдавшим справку, либо нотариусом (ч. 5, 7.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, Письмо Минтруда от 01.08.2014 N 17-3/В-364).

Внимание! Если сумма выплат за расчетный период меньше 24-кратного МРОТ, установленного на дату начала нетрудоспособности, при расчете пособия она принимается равной 24-кратному МРОТ, что составляет (ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ):

– с 01.07.2016 – 180 000 руб. (7500 руб. x 24);

– с 01.01.2016 по 30.06.2016 – 148 896 руб. (6204 руб. x 24);

– в 2015 г. – 143 160 руб. (5965 руб. x 24).


Губернатор Кировской области Игорь Васильев продлил нерабочие дни до 30 апреля!
  
Но с 25 апреля могут работать:
✔ Ремонт одежды, обуви, компьютеров, коммуникационного оборудования;
✔ Химчистки;
✔ Мастерские по изготовлению ключей;
✔ Фото на документы;
✔ Ортопедические салоны;
✔ Риелторские и страховые услуги (только по предварительной записи);
✔ Обрабатывающие производства, исключая те, которые расположены в эпидемиологически неблагополучных районах – Вятскополянском, Малмыжском, Нолинском, Омутнинском, Пижанском, Уржумском и Яранском;
✔ Торговые точки по продаже саженцев, семян, садового инвентаря без открытия торговых залов при условии соблюдения санитарных норм или организации работы на выдачу товара.
   
Постановление Правительства Кировской области от 24.04.2020 № 203-П “О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П”