Архив 2020 год


Богданова Ирина Анатольевна

Член Союза писателей России, номинант Патриаршей литературной премии, лауреат конкурсов “Просвещение через книгу” и литературной премии имени С.Т.Аксакова

Вдумайтесь и вчитайтесь в эти названия: “Мера бытия”, “Три Анны”, “Отзвуки времени”, ” Неувядаемый цвет”, “Фарфоровая память”, “Я спряду тебе счастье”, “Многая лета”, “Жизнь как на ладони”…Это звучные названия книг писательницы. Зачастую хорошей книгу делают три компонента: название, обложка, и самое главное – содержание. Все три эти составляющие присутствуют в каждой из книг Ирины Анатольевны.

Многая лета

Роман ценен не только захватывающим сюжетом, но и документальными вставками по ходу повествования, поясняющими исторические факты.
С первых строк произведения мы знакомимся с героями Фаиной, Глебом, которым предстоит побороть зло, чтобы обрести счастье. В романе история тесно переплетается с современностью, обнажая перед читателем главные проблемы человечества: равнодушие, жестокость, злость. Но победит обязательно Добро, Любовь, Верность и, конечно, Вера!
Роман «Многая лета» – это новый роман писательницы, в котором описан самый, наверное, сложный период истории России, эпоха перемен с 1917 года по 2018. В новой книге показаны события, когда привычный уклад жизни ломается на две половины, где непонятно, в какой стороне находится истина. Роман состоит из 2 частей и эпилога. Уже по названиям этих частей становится понятно, о каких событиях пойдёт речь в произведении: «Петроград, 25 октября 1917 года», «Ленинград, 1933 год», «Санкт-Петербург, 9 мая 2018 года». Роман «Многая лета» ценен не только великолепным сюжетом, но и историческими документальными сносками-вставками.  Это были страшные годы нашей истории. Но ведь человек не выбирает, когда ему родиться и жить. Происходящее в нашем веке – лишь временное помутнение рассудка. Детская болезнь, которая рано или поздно излечивается… Может быть, мы до этого не доживём, но наши дети – обязательно!» – говорит Глеб главной героине романа Фаине. «Многая лета» можно, по праву, назвать историческим романом, но в историческую канву сюжета прочно вплетены любовь и верность, предательство и прозрение, отчаяние и радость победы.

«Дом, в котором тебя ждут»

Книга даёт очень чёткое представление о том, что каждое слово имеет значение, силу. Пограничник Черемисин после массированной атаки выживший единственный (!) во взводе. Чудом? Чудом молитвы случайной знакомой. “Спаси меня, Господи!” – говорим мы. И ждём чуда. Вот разверзнутся небеса и спустится Он в белом одеянии. А вовсе не девушка в кричащей одежде танцовщицы кабаре, и не старик с засаленными волосами. И только когда терять уже по-настоящему нечего, нам удаётся через гордость заметить этих скромных людей, способных и вправду помочь, открыть потайные двери. “Бывшим” господам на заре Советского Союза и вправду нечего было терять, кроме жизни. И совести. Вдове министра Горностаева удалось сохранить и то, и другое. Её история захватывающа и непредсказуема, в ней есть и детективная линия, и приключенческая, дочери довелось поработать в подполье, внучке – выполнять гуманитарную миссию в Африке. До последней страницы ощущается, что это история русской семьи – по отзывчивости, умению брать на себя ответственность за происходящее,
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/325394/reviews-irina-bogdanova

«Я спряду тебе счастье»

(2017 г) — роман вне времени. Книга, подходящая как для взрослых, так и для подростков. Время действия: дореволюционная Россия, эпоха государственных переворотов, Вторая мировая война и наше время. Роман полон перекрестков, на каждом из которых человек должен сделать выбор. Слукавить и быть во славе и блеске или ежедневно преодолевать соблазны и жить праведно? Герои романа вновь живут в разные столетия, однако связывает их тонкая ниточка, спряденная на прялке. Взять «силы от Силы» – такое пожелание несет авторская подпись мастера, который изготовил прялку еще в дореволюционное время. Судьба самой прялки закручена-заверчена, как и судьбы книжных героев.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/325394/reviews-irina-bogdanova

Мера бытия

Мы не имеем права писать рецензии на подобные книги. Потому что сами никогда не испытывали, да и вряд ли когда испытаем то, что видели и чувствовали герои этой книги. Мы живем в настолько сытое и благодатное время, что даже представить себе не можем, каким бывает голод. Голод вкупе с постоянным страхом смерти и боли от потери близких людей. Великая Отечественная Война. Не смотря на кучу документации о тех временах – мы так мало знаем об отдельных судьбах малоизвестных людей… О чем они думали, что испытывали, чем дышали каждую минуту. До, после, во время… войны. Войны дикой, бессмысленной, страшной по своим масштабам. Масштабам боли, голода, потерь, одиночества и многого того, что олицетворяет собой настоящая беда.
Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/author/325394/reviews-irina-bogdanova

“Жизнь как на ладони”

В свое повести Ирина Богданова рассказывает нам историю мальчика-сироты Тимофея, который чудом попадает в дореволюционный Санкт-Петербург, и из простого деревенского мальчишки превращается в столичного гимназиста, сына петербургского доктора Мокеева. На протяжении всей книги мы с интересом наблюдаем за приключениями, в которые он попадает со своими друзьями. Тимофею предстоит разгадать тайну загадочного подарка странной старушки Досифеи Никандровны, познакомиться и подружиться с настоящим князем Всеволодом Езерским и завоевать симпатию вредной девочки Зиночки, которая поначалу совсем не обращала на него внимания. К счастью, все его перипетии, какими бы роковыми и страшными они не казались, всегда благополучно разрешаются. Было любопытно читать об исторических событиях того времени, которые между делом вплетены в повесть. Ирина Богданова постаралась вместить в книгу все основные веяния эпохи: тут и бедные, и богатые, и революционеры, и знаменитые актрисы, и гимназия, и война, и смерть, и юродивые, и чудесные спасения и исцеления, и Царь-Батюшка. Целый калейдоскоп людей и событий. Книга получилась очень светлой, доброй и трогательной. Лёгкий и простой язык повествования явно рассчитан на юного читателя, но думаю и взрослым будет интересно прочитать эту повесть.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/325394/reviews-irina-bogdanova

Три Анны

В книге переплетаются истории трех Анн, живших в разное время: купеческой дочки, крестьянской девушки и современной Анны и их упование на волю Божию и доверие Богу во всех жизненных ситуациях.Их связывает одна единая история, причудливо вплетенная в три девичьи судьбы. Книга обладает эффектом присутствия, становишься невидимым свидетелем этой истории длинной в два столетия.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/325394/reviews-irina-bogdanova

 


Писатель лесного края. Филёв Аркадий Александрович

“Елена Русанова” – первое произведение известного кировского писателя А. Филева – человека большой биографии. Когда -то простой деревенский мальчишка, он стал учителем, был секретарем райкома партии, работал директором областного книжного издательства, ответственным секретарем Кировской писательской организации. Богатый жизненный опыт автора нашел отражение уже в этом романе, написанном по горячим следам суровых военных лет. Эта книга о жизни северной деревни в годы Отечественной войны, о судьбе русской женщины – труженицы.

   

 

«Свои талицкие» второй роман молодого писателя посвящен вопросам партийной работы на селе. “Быть и казаться” — в этом главный конфликт между первым секретарем райкома Глушковым, оторвавшимся от масс, и партийным активом района. Автор показывает, в какой обстановке возникает очковтирательство, любовь ко всему показному, формализм в общественной работе. С большим знанием колхозной жизни изображает автор самобытные образы тех, кто своим повседневным трудом достигает перелома в сельском хозяйстве, их будничные, полные высокого значения дела, — образы сельских механизаторов, председателей колхозов, учителей. Молодой писатель призывает к широте интересов, к освобождению от ограничивающего подчас “местничества”, к многогранному развитию человеческой личности.

Роман “Мать-мачеха” продолжение первых двух романов автора. Это — книга о верности советских людей своей Родине, их трудовых и боевых подвигах. Мы снова прослеживаем трудные судьбы главных героев — Елены, Якова Русановых, даются выразительные образы сельских коммунистов, колхозников, партийных работников, широко показана молодежь. Автор поднимает вопросы семьи, любви, дружбы. Ярко рисует он северную природу. Книга полна нравственной чистоты и презрения к низким помыслам и поступкам. Приятные минуты общения с главными героями книги пойдут всем на пользу. Через много-много лет этот семейный вечер за чтением будет для ваших взрослых детей счастливым воспоминанием о детстве, об уюте и тепле родительского дома, тем неуловим мгновением, которое хочется вернуть.

Роман «Солноворот». Книга о жизни. Простой жизни на селе. О простых людях. О крестьянской работе. Чего греха таить коммунистическими установками напичкана, но крестьянские проблемы, что крепостной мужик, что коммунист, что нынешний фермер решали и решают одни и те же. Особенно их много в наших северных широтах, где лето коротко, земля не богата и каждый колосок, каждая травинка требует больше труда и заботы. «Небогата ты, земля-землица верходворская! Не заботимся о тебе, не ухаживаем. Мало кормов – мало и скота. А мало скота – и урожаи плохи, удобрять-то землю нечем. Значит, не вливаем в тебя силушку, не холим. Нужен скот, а для скота – корма, хорошие урожаи. И опять возвращаемся к тебе, земля-землица. Надо разрубить тяжелый узел и выйти из заколдованного круга».  

Не только труд и решение повседневных проблем, но и праздники, и простые горести и радости разворачиваются перед читателем. Очень порадовало описание природы, и во всем какой-то особый узнаваемый местный колорит.

«Купава. Купавушка… Милая моему сердцу деревенька, без которой не было бы и меня на свете» – так нежно называл Аркадий Александрович свою малую родину, что в Подосиновском районе нашей Кировской области.

«Купава» – так же назвал автор своё следующее произведение. Это повесть о подростках, о взрослении, о начале понимания своего места на земле, о мальчишеских  горестях и радостях. Главное  в повести отношение школьников между собой. Жестокий мир,  описанный автором, переходит в жестокость. Читая повесть, понимаешь, что  жестокость не от чего либо, а от обезбоженности жизни.

 

 

Бывают в жизни моменты, когда суета будней так заедает, что хочется сбежать, куда глаза глядят. Туда, где пахнет молоком и сеном, где бабушка зовет на пирожки, где «поют» по утрам петухи.

Книги А. Филева рассказывают о простой и незатейливой жизни деревенских жителей, их ежедневном труде со своими горестями и радостями.


«Сибириада», посвященная истории Сибирского края, заслужила популярность у читателей библиотек Советского района.

Действие романов и повестей, как правило, основано на реальных исторических событиях, происходивших в России, – это и судьба ссыльных, и революция, и Гражданская война, поиски золота в Сибири, а также выбор людьми своего жизненного пути в этих непростых условиях. Авторы, времена и события, которые они описывают, разные, – а все вместе составляет единую картину становления и развития Сибири. Произведения органично сочетают в себе остросюжетность с яркими, живыми картинами Сибирской природы и быта.

Писатель Михаил Щукин в целом каскаде романов – «Ямщина», «Лихие гости», «Конокрад», «Несравненная» – развернул эпическую панораму сибирской жизни в XIX столетии. Сюжеты его произведений столько же захватывают, сколько и удивляют обилием исторических реалий и прекрасным языком. В необычной творческой манере воспроизведены яркие картины сибирской природы и сибирского быта. Автор показывает великолепное знание истории родного края, его культуры, обычаев и традиций, во всем величии и своеобразии открывающих облик сибирской души.

«Несравненная»

Начинается роман со значительного события для жителей небольшого городка в России Иргита – на гастроли приезжает известная певица Арина Буранова – несравненная красавица, несравненный талант, несравненная певица. Кажется, какие проблемы могут быть у обеспеченной, популярной и любимой всеми певицы в начале прошлого века? Поклонников хватает, всеми делами занимается антрепренёр Черногорин, букеты цветов окружают великую певицу везде, где бы она ни появилась. И тут начинается самое интересное. Оказывается, сумасшедшая Глаша имеет самое непосредственное отношение к певице. Сотник Николай Дуга думает, что в её лице нашел свою любовь. Загадочной становится и встреча Арины с бывшим каторжником Филиппом. Купец Естифеев, которого сторонились все, кто беднее и слабее его, сам чего-то боится. Но самое главное – певица не замужем. Вот такая завязывается интрига. А далее, дорогие друзья, вам обеспечена бессонная ночь за страницами этой книги. В книге присутствует всё, чтобы она полюбилась читателям: историческая основа, любовная линия, интрига и, на что я в первую очередь обращаю внимание, хороший язык изложения.

«Огромная, круглая луна словно любопытная баба нахально заглядывала в узкое, высокое окно, прокладывала на полу прямые тени от рамы, и напрочь прогоняла сон своим мертвенным, холодным светом. За окном, в яблоневом саду, в этом свете чётко проступали тёмные стволы, и ветки переплетались на снегу своими отражениями, складывая диковинный, непонятный рисунок.»

Вот таким образным, художественным, красивым языком написана вся книга. И ещё в этой книге присутствует счастье. У каждого героя книги оно своё, кто-то бывает счастлив лишь мимолётно, но оно есть.

«Потому что хочу я, Ласточка моя любезная, заиметь маленькое-маленькое счастье: домик с садиком, в садике столик, а на столике – самовар. И ещё розеточки стеклянные, с малиновым вареньем. Обязательно с малиновым! Я его терпеть не могу, но оно пахнет так изумительно! И ещё, чтобы пчёлка летала, тонкий такой, жужжащий звук…»

Вот таким видит счастье один из героев книги.

В книгу известного иркутского писателя Анатолия Байбородина «Озерное чудо» вошли три повести. В повести «Утоли мои печали» раскрывается судьба забайкальского рода с их семейными обычаями, с любовью и нелюбовью, грехами, немочью и надеждой на спасение. В повести «Горечь» происходит столкновение двух миров: мира глухоманного рыбацкого села, где действуют исконные нравственные устои второй половины XX века, и мира городской богемы. «Белая степь» – повесть о любви русского паренька из староверческой семьи и девушки из древнего бурятского рода Хори. Действие происходит в забайкальских землях, где испокон веку в ладу друг с другом и с собой жили русские рыбаки, таежники, буряты-чабаны и охотники.

Познавательны и увлекательны основанные на реальных событиях романы «Остров Тайна» и «Тропа бабьих слез» Владимира Топилина.

Владимир Топилин «Остров Тайна»

Обыкновенная семья русских переселенцев Мельниковых, вышедших из помещичьей кабалы, осваивается на необъятных просторах подтаежной зоны Сибири. Закрепившись на новых угодьях, постепенно обустроившись, они доводят уровень своего благосостояния до совершенства тех времен. Мельниковы живут спокойной, уравновешенной жизнью. И неизвестно, сколько поколений этой семьи прожило бы так же, если бы не революция 1917 года. Эта новая напасть — постоянные грабежи, несправедливые обвинения, угрозы расправы — заставляет большую семью искать другое место жительства. Люди отправляются на север, но путешествие заканчивается трагически. Единственный случайно уцелевший мальчик Ваня Мельников оказывается последним в роду и последним хранителем важной семейной тайны…

«Страна соболинка». На Собольем озере, расположенном под Оскольчатыми хребтами, живут среди тайги три семьи. Их основное занятие – добыча пушного зверя и рыболовство. Промысел связан с непредсказуемыми опасностями. Доказательством тому служит бесследное исчезновение Ивана Макарова. Дело мужа продолжает его жена Вера по прозванию соболятница. Волею случая на макарьевскую заимку попадает молодая женщина Ирина. Защищая свою честь, она убивает сына “хозяина города”, а случайно оказавшийся поблизости охотник Анатолий Давыдов помогает ей скрыться в тайге. Как сложится жизнь Ирины, настигнет ли ее кара “городских братков”, ответит ли Анатолий на ее чувства и будет ли раскрыта тайна исчезновения Ивана Макарова? Об этом и о многом другом читатели узнают из книги.

Александр Чиненков «Форпост в степи»

Молодая жена барина принудила крепостного кузнеца Архипа Санкова стать ее любовником. Благородному сердцем и чистому душой юноше претила такая связь, и он, набравшись решимости, рассказал о ней хозяину. К удивлению Архипа, тот спокойно выслушал рассказ и неожиданно, вместо жестокого наказания, выдал крепостному «вольную грамоту». На прощание барин сказал Архипу, кто его отец и где его искать. Пять лет ходил кузнец по свету в поисках отца, но… Везде его ожидало только разочарование. И вот однажды волею судеб он попал в провинциальный степной городок Оренбург. Архип тогда и предположить не мог, что попадет в бурлящий котел невероятных событий и, что самое удивительное, станет в цепи бушующих страстей едва ли не главным связующим звеном.

Владимир Топилин «Тайна озера Кучум»

На пороге ХХ века Восточную Сибирь захлестнула эпидемия «золотой лихорадки». Вчерашние спокойные, добродушные таежники, промысловики, охотники на глазах своих близких превращались в алчных и беспощадных стяжателей либо в забитых и запуганных полурабов. Шестнадцать лет минуло с той поры, как Загбой и его семья оказались на затерянном в тайге прииске не по своему желанию, но обманом завлеченные туда хитрым и жестоким хозяином. Но однажды Ченка, дочь старого тунгуса, нашла в лесу полуживого геолога, выходила его, и жизнь их постепенно стала налаживаться. Вот уже и своя дочка подросла, превратилась в славную охотницу, а мрачные загадки прошлого не отпускают. Кто же погубил экспедицию геологов? Настигнет ли возмездие разбойника и убийцу Агафона? Тот ли он человек, за которого себя выдает золотопромышленник Набоков? И кому, наконец, достанется прииск Новотроицкий?..

Серия «Сибириада» в современной литературе России – явление уникальное. Она имеет широкий диапазон жанров: от чистых приключений до высокой прозы – и угодит вкусам любого читателя.

Желаем вам приятного чтения!


Екатерина Барсова «Итальянская любовь Максима Горького»

Вера Шевардина считала, что жизнь не удалась. Мать, непризнанная актриса, ее третирует, муж бросил с ребенком на руках, с работой не везет. И только попытка Веры разобраться в собственной родословной дарит надежду, что все изменится – на генеалогическом древе обнаруживается ветвь знаменитой итальянской фамилии Орбини. Вера узнает, что ее прабабушка была знакома с Максимом Горьким, а семейная тайна связана с итальянским периодом жизни писателя. И Вера решается поехать в Италию, чтобы познакомиться с предполагаемыми родственниками, не подозревая, что итальянской жизнью знаменитого пролетарского писателя интересуется слишком много людей, и некоторым из них Вера Шевардина очень мешает…
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/617945/


Виноградова Любовь  “Ангелы мщения”

Сборник воспоминаний женщин, которые встретили Великую отечественную, будучи молодыми девушками. Они хотели защищать Родину, помогать мужчинам, рвались на фронт. Некоторые увеличивали свой возраст и подделывали документы, чтобы попасть в армию. Нам сейчас трудно такое представить, да и они не понимали до конца, что их ждёт. Как выполнить свой долг там, где даже взрослым мужчинам тяжело и страшно? Они смогли. В этой книге их истории, очень разные.

Снайперское движение в Красной армии началось в самые отчаянные дни войны, осенью 1941-го, на Ленинградском фронте. В 1943 году в составе действующей армии появились первые женские снайперские взводы. На счету у многих «ангелов мщения» были десятки убитых врагов. Не всем этим девушкам довелось дожить до конца войны. Те, кому повезло, вернулись, совсем еще молодыми, к жизни обычных советских женщин. И все же главным событием их жизни стала Великая Отечественная.
Автор книги Любовь Виноградова работала в архивах, изучала мемуары очевидцев, встречалась с участниками событий и членами их семей.

Если прежде женщина с оружием в руках была исключением из правил, редчайшим феноменом, легендой вроде Жанны д’Арк или Надежды Дуровой, то в годы Великой Отечественной в Красной Армии добровольно и по призыву служили 800 тысяч женщин, из них свыше 150 тысяч были награждены боевыми орденами и медалями, 86 стали Героями Советского Союза, а три — полными кавалерами ордена Славы. Правда, отношение к женщинам-орденоносцам было, мягко говоря, неоднозначным, а слово «фронтовичка» после войны стало чуть ли не оскорбительным («Нам даже говорили: «Чем заслужили свои награды, туда их и вешайте». Поэтому поначалу не хотели носить ни ордена, ни медали»). Женщинам на войне всегда тяжелее, чем мужчинам. И отношение к женщинам в строю всегда особое. Но литература не особо балует нас описаниями их жизни на войне, ведь среди них не было больших начальников, а значит мемуары им были не положены. Тем ценнее каждая, вновь выходящая книга с воспоминаниями женщин-участниц войны. Читать иные моменты очень тяжело и страшно, а то и неловко. Но такова она, живая, неотлакированная история всех войн, такова истинная цена нашей Победы в той войне.
Оценивать и делать выводы тут, по-моему излишне. Это просто надо прочитать.

Эта книга – наша общая благодарность всем женщинам, которые честно воевали, самоотверженно трудились в тылу и внесли неоценимый вклад в Победу нашей Родины в Великой Отечественной войне.


ТАНЦУЯ ПОД ОБСТРЕЛАМИ. Дневники артистов Кировского театра 1941–1944 гг. из осаждённого Ленинграда

Столь полная версия дневников публикуется впервые. Мы знаем общую картину ужасов блокады — голод, холод, обстрелы, бомбёжки, коллапс работы коммунальных служб миллионного города — но в этих дневниках они предстают перед нами во всех кошмарных подробностях и деталях. Но ленинградские артисты оперы и балета не сдались — наоборот, своим творчеством они хотели активно участвовать в обороне Ленинграда от ненавистного врага. И они это сделали. Они не только давали концерты в невозможных условиях, но и сумели сохранить для советского балета ценные кадры. Вот что вспоминает Наталия Сахновская: «Несмотря на воздушный налёт, много людей сбежалось на помощь пострадавшим. С маленькими фонариками в руках они лазают по грудам обломков и то здесь, то там вытаскивают убитых. Увы, ни одного живого. Роберт всю ночь помогает откапывать. Чудом уцелел лишь один грудной младенец под обломками деревянного дома. Оказывается, его кроватка опрокинулась и на неё завалился шкаф, образовав таким образом навес, где он и лежал… Люди, услышав его жалобный плач, приложили все силы, чтобы извлечь его как можно скорей, но это было очень нелегко, и только на вторые сутки беспрерывного труда прорыли лазейку, ежеминутно грозившую обвалом при малейшей неосторожности. Пролез в неё тонкий паренёк, он рассказал, что рядом с ребёнком лежит убитый мужчина, видимо, его отец. Часы на его руке ещё шли, а  жизнь уже оборвалась. Тщетны усилия спасти жизнь крошечного младенца, он был мокренький, надышался холодного воздуха и погиб от воспаления лёгких. Угасла только начавшаяся жизнь. Вернувшая домой после катастрофы женщина, увидя страшную картину гибели своих близких и дома, не выдержала и, обезумев, бродила жуткой тенью по развалинам, всё что-то бормоча и роясь в обломках, и хоть осталась живой, но тоже погибла. Злодеяние не выпустило из своих когтей ни одной своей жертвы. Погибли все. Погибло столько народа… Взрывы, взрывы… содрогалась земля… Враг, как удав, опоясал город и сжимает… сжимает, и душу мучительно сжимает тревога, она растёт беспредельно, становится невыносимой… эти налёты, эти людские жертвы, дома, превращающиеся в руины.

 Академик Михаил Дмитриевич Тушинский взял Роберта к себе в больницу, в своё отделение. Он поддерживает Роберта, чем только может: и лекарством, и последний порошок глюкозы отдал ему, и свои полстакана чаю. Дорогой Михаил Дмитриевич, как я благодарна ему за то, что спасает жизнь Роберта. На обед в больнице давали на чайном блюдце столовую ложку очень жидкой каши, вернее, навара. Хорошо, что тогда я купила два пучка корешков хрена. Навещаю Роберта ежедневно, ношу ему его долю хлеба и натёртых на тёрке корешков хрена. Он добавит их в порцию жидкого навара из крупы, которую дают в больнице на чайном блюдце (столовую ложку!), и всё же получается гуще и немного больше порция. Оборвалась наша артистическая деятельность. Изменилось всё. Уже я не меняю красивые чашки, как с Робертом. Мы с ним пили пустой кипяток из всех дорогих чашек, которые имели, и сидели за красиво сервированным столом для иллюзии…

14 декабря. Число тринадцать подвело, и  мы не смогли выпустить премьеру, не были готовы декорации. «Эсмеральду» заменили «Пахитой» и дивертисментом. Этот вечер балета прошёл не очень удачно, неожиданная перемена, прорепетировать на сцене и вообще где бы то ни было не было времени. Новая площадка театра… впервые… холодно, тесно, темновато. Всё сказалось. Но, может быть, для коллектива и лучше было освоить сцену танцевальной программой. 18 декабря. Наконец настал день премьеры. Все мы в волнении… гримироваться приходится, не снимая пальто, температура низкая, но электричество горит, и всё же надо натягивать трико и балетные костюмы… Наши милые костюмерши М.Д.Меркулова и А.Я.Шенис, чьими руками любовно отглажены и приведены в порядок все костюмы, внимательно оглядывают всех, что-то подшивают, где-то подкалывают… гримёрша А.А.Веселова подправляет наши причёски… девушки, такие тоненькие, изящные в балетных тюничках, дрожат от холода и волнения. Тщетны все разминки, ног не разогреть… Третий звонок, смолкли голоса, зажглась рампа, поднялся занавес… спектакль начался… Наша «Эсмеральда» увидела свет. Первый блокадный балет 18 декабря 1942 г. Зрители тепло приняли нашу «Эсмеральду»

Вторая зима блокированного Ленинграда такая же лютая и снежная. Война бушует вокруг города и над нами. Налёты, обстрелы даже усилились. Враг бешено мстит за свой просчёт. Он ждал, что город встанет на колени и сдастся, а город гордо поднял голову. Если первую зиму 41–42 гг. можно охарактеризовать словами: «война и вымирание», то вторая зима — это «война и сопротивление». Успешно ведут бои наши армии ленинградских фронтов, работают заводы, вырабатывая военную продукцию. Открылись учреждения, наладился труд, люди вернулись к своим профессиям, и все силы устремлены на сопротивление и оборону. И наша деятельность продолжает расширяться. Мы с Робертом одинаково относимся ко всем выступлениям, любим свою профессию, любим танцевать, ценим признание зрителей и безотказно выступаем везде, где нас просят, как до войны, так и теперь. В 1942 г. мы станцевали 166 шефских концертов, 11 спектаклей, 32 концерта: всего 209, ещё и сольный творческий вечер в Филармонии.

18 октября 1943 г. Торжественный день в нашей жизни. Нам, артистам, вручают медали «За оборону Ленинграда». Нет слов, как мы счастливы, наш труд признан Правительством и признано наше участие в борьбе за наш город. Мы все были взволнованы. Получив награду, Роберт произнёс очень патриотическую речь. Надя Красношеева тоже хорошо сказала. Вдохновившись, последовала их примеру и я, и выступила, и хоть впервые публично, но вроде неплохо, как говорят товарищи.»

А так пишет о блокадном Ленинграде Ольга Иордан: « Акомпаниаторов к весне не осталось в городе. Трудно описать то чувство, которое охватило меня, когда мы снова собрались в нашем репетиционном зале на улице Росси на первый урок. Все надели танцевальные туфли и тюнички, стали возле палок, раздался первый аккорд, и похудевшие, но с горящими от счастья глазами, мы присели в привычном плие. Я не верила себе: сон это или действительность? Неужели весь кошмар минувшей зимы прошёл, и мы снова делаем своё любимое дело, снова возвращаемся к  нормальной жизни! С каким наслаждением я давала эти уроки, отдаваясь им целиком, как загоралась ими и зажигала других! Я думала с гордостью: «Жив ленинградский балет! Наш город — родина русского балета, который завоевал себе славу во всем мире. Не смогли немецкие полчища захватить или уничтожить наш город, не смогли немецкие самолёты и пушки подавить духа ленинградцев — не смогут они уничтожить и ленинградский балет. Он должен существовать, и он будет существовать, несмотря ни на что!» Впрочем, жестокая действительность всё время напоминала о себе. Сил у всех было немного. Позанимавшись совсем недолго, уставали, бледнели:

 — Ольга Генриховна, мне плохо. Можно полежать?

— Можно. Ложитесь. Они ложились тут же в зале на стульях и отдыхали несколько минут. Потом снова вставали.

— Теперь я могу немножко танцевать. Танцевать в полную силу было невозможно.

Завершается сборник словами Ольги Генриховны Иордан:  «…Страшный, суровый урок на всю жизнь дала мне война. Но она научила ценить и сознательно любить нашу великую Родину, её замечательных людей, грудью своей отстоявших её независимость, те великие идеи, которые способны вдохновлять на величайшие подвиги, и свято верить в конечное торжество правды и справедливости.»

Книга издана благодаря коллективу сотрудников частного военного музея Карельского перешейка. Главный редактор Баир Климентьевич Иринеев.

Г. Мочалова


Александр Прозоров- русский Александр Дюма

Александр Прозоров пишет о судьбах царских особ увлекательно и легко. Блестяще владеющий историческим материалом, он в ярких красках создает атмосферу Руси 16-17 вв.

Многие читатели, интересующиеся книгами исторической тематики, уже прочитали его книгу «Любовь, опрокинувшая троны». А сейчас в библиотеке приобретена трилогия: «Любовь литовской княжны», «Судьба княгини» и  «Месть княгини Софьи».

Отзывы взяты из открытых источников:

Любовь литовской княжны

Юный князь Василий, преодолевший тысячи верст на пути домой, попадает в Тракайский замок, где выказывает дружеское расположение литовскому князю Витовту. Визит оборачивается встречей с прекрасной Софьей, дочерью хозяина замка, которая с первого взгляда очаровывает знатного гостя. Несмотря на препятствия в виде соперницы и приказ литовского короля, который запрещает княжне выходить замуж, она не отчаивается и… борется за свое счастье так, как умеет. Но как быть молодым, если их брак не одобрит и отец Василия, сам Дмитрий Донской?

«Шикарная книга! Когда предпоследняя книга серии закончилась словами “в империи властители уже не могли жениться по любви” я решил, что всё, серия закончилась, но Александр Прозоров создал вишенку на торт.В отличие от остальных книг серии, которые представляют увлекательный учебник истории, созданный на основе любовной истории, в книге “Любовь литовской княжны” есть всё: основы дипломатии и международной политики средневековой Евразии, тактика организации многотысячных походов, любовь ведьмы и князя и мораль “что может совершить пьяная женщина, разочаровавшаяся в браке”.
И, кстати, страсти в книге намного сильнее современных.»
Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/661670/

«Судьба княгини»

Великий князь Руси Василий Дмитриевич, чувствуя приближение кончины, обращается к брату Юрию Звенигородскому с просьбой стать следующим правителем, дабы защитить державу. Ведь сын Василия рожден от литовской княжны Софьи, которая так и осталась для всех чужеземкой. Более того, окружена темными слухами о колдовстве. А потому ее придется изгнать. Однако Василий и представить не может, что Софья давно изменяет ему с князем звенигородским. А брату его предстоит сделать выбор, от которого зависит судьба всего государства…
Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/1002989037-sudba-knyagini-aleksandr-prozorov

«Месть княгини Софьи»

Книга является продолжением истории Софьи Витовтовны и завершает трилогию. Прозоров как всегда пишет вкусно и интересно, невозможно оторваться, но удивительно меняется отношение к главной героине в этой книге: если в первых двух симпатизируешь ей,то в этой героиня становится отрицательным персонажем и полностью оправдывает свое прозвище “литовской ведьмы”. Не буду раскрывать сюжет, но в очередной раз убеждаюсь,что реальная история намного интересней любого придуманного романа-это видно на примере судеб внуков Дмитрия Донского, которые также являются главными героями романа. Княгиня Софья не смогла пережить предательства возлюбленного – князя Звенигородского. Раскрыв правду о рождении их сына, он поставил под угрозу права Василия на московский трон. Слепая месть заставляет княжну забыть про чувства и сделать все, чтобы сохранить секрет.
Сможет ли князь остановить Софью до того, как ее месть пройдет кровавой дорожкой по его роду и земле Русской или сам падет жертвой коварных замыслов?
Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/720868/ 

Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/720868/


Елена Чижова «Время женщин»

Елена Чижова – коренная петербурженка, автор пяти романов, последний – «Время женщин» – был удостоен премии «РУССКИЙ БУКЕР».

Сюжет: Тихую лимитчицу Антонину соблазняет питерский «стиляга», она рожает от него дочь . Живет она в коммунальной квартире вместе с тремя одинокими старушками, которые и помогают матери- одиночке воспитывать ребенка.  О них, о «той» жизни – хрупкой, ушедшей, но удивительно настоящей – и ведет рассказ выросшая дочь героини, художница…
События в книге происходят в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия, когда страна оправившись после войны, строила светлое будущее, когда Ю. Гагарин совершил первый полет в космос, когда советские люди верили, что они строят светлое будущее, до которой совсем-совсем недалеко, что оно вот-вот рядом.

По сценарию этой книги был поставлен спектакль в “Современнике”, где главную героиню сыграла Алена Бабенко.


Архив 2019 год

Архив 2018 год