Воспоминания о детской библиотеке

Как живёшь библиотека?

Головина Нина,

учащаяся 9 «а» класса

МОУ СОШ с УИОП № 1, г. Советск, 2010

С самого детства родители научили меня хорошей привычке – читать. И библиотека стала неотъемлемой часть моей жизни. Очередной раз, в поисках интересных книг, я увидела стенд «Детской библиотеке – 90 лет!», и задалась вопросами: Какая детская библиотека сегодня? Кто здесь работает? Сколько книг в нашей библиотеке?

За ответами я отправилась к заведующей детской библиотекой Людмиле Витальевне Кузнецовой.

– Здравствуйте, я хотела бы задать несколько вопросов насчет Детской библиотеки.

– Конечно, задавайте.

– Кто сейчас работает в коллективе библиотеки?

– Всего семь человек: методист по работе с детьми – Татьяна Александровна Шевнина, ведущий библиотекарь – Елена Николаевна Сурнина, библиотекари абонемента: Елена Муратбековна Янчук, Надежда Анатольевна Демакова, читального зала – Галкина Людмила Владимировна, Катанова Ольга Анатольевна и я, заведующая детской библиотекой.

– А как вы стали библиотекарем? Расскажите о себе.

– Я училась в первой школе и посещала кружок «Книголюб», которым в то время руководила Екатерина Авенировна Дьяконова. Мне нравился урок литературы, и я любила читать. И когда передо мной встал вопрос о выборе профессии, Екатерина Авенировна мне подсказала.

– А Екатерина Авенировна Дьяконова была хорошим человеком?

– Да, очень хорошим. В «Книголюбе» мы делились впечатлениями о книгах, о фильмах, о музыке. Нам было интересно разговаривать с ней. Она много читала, много знала и обо всём умела интересно рассказать детям.

– А вы любите свою профессию?

– Да, люблю.

– С самого начала вы знали, что ваша профессия будет связана с литературным миром?

– Да, поскольку мне именно это и нравилось.

– Здорово! А вот я еще не определилась… Как много ребят посещают библиотеку в наше время?

– Ребят приходит много, особенно в читальный зал.

– Почему?

– В читальный зал ребята приходят выучить домашнее задание, почитать журналы, книги, и сюда приходят классы на внеклассное чтение, а также мы здесь проводим разнообразные познавательные мероприятия.

– А сколько всего примерно книг в детской библиотеке?

– Более тридцати трех тысяч экземпляров.

– Много ли новых книг появляется на полках вашей библиотеки?

– В прошлом году поступило больше, а в этом году пока немного.

– Я видела большой стенд, посвященный юбилею библиотеки, а как ещё готовится библиотека к своему 90-летию?

– Мы объявили акцию «подари книги детской библиотеке. На столе разместили анкету с вопросами для наших постоянных и бывших читателей. Просим поделиться воспоминаниями о детской библиотеке: первая встреча, книги, впечатления, мероприятия. Этот материал сохраняются для истории библиотеки и для следующих поколений. Если хочешь, то можешь сама ответить на вопросы.

– Ваше пожелание будущим, настоящим и бывшим посетителям детской библиотеки.

– Читайте больше, думайте над прочитанным, храните знания, потому что они пригодятся вам в жизни.

Уходя из библиотеки, я заметила много познавательных стендов: по экологии, «Родителям о чтении детей», где написаны советы, как правильно подобрать книгу малышу. «По секрету всему свету», где читателю предоставляется возможность узнать правила библиотеки и конкурсные задания.

Я часто обращаюсь за помощью к библиотеке, потому что там помогут найти нужную информацию, подскажут, какую книгу будет интересно прочитать, а еще будут рады очередному юному читателю.

Встреча с Людмилой Витальевной оставила приятное впечатление. Ответы на вопросы я получила и поняла, что человек, который предан своей профессии, духовно богат. Я увидела человека, который любит свою работу, работа приносит ему удовольствие, а такое редко встречается в наше время. Знать, где находится нужная книга, о чем она, посоветовать интересное чтение, при этом учесть вкусы читателя. Организация массовых мероприятий тоже лежит на плечах библиотекаря, а проходит их немало. И, оказывается, что библиотекарь – это трудная профессия, но и вместе с тем удивительная и творческая. В юбилейный день рождения хочется сказать спасибо людям, которые всю жизнь посвятили книгам.


Мой хороший друг.

А.А.Михалева,

мама троих детей

Впервые я пришла в Детскую библиотеку в 1983 году, когда моя семья переехала в г. Советск. Меня удивило то, что библиотека расположена в старом деревянном здании, но внутри так светло и уютно, внимательные, доброжелательные библиотекари, всегда готовы прийти на помощь, посоветовать прочитать ту или иную книгу. Особенно мне запомнилась Светлана Николаевна Калинина. Удивительной доброты человек, она вся просто светилась изнутри, всегда улыбалась. С ней было очень приятно общаться.

И хотя в детстве я не была заядлым читателем, но сказки, книги А.Конан Дойля, А. Дюма, А.Толстого я прочитала все, которые были в библиотеке. Конечно, и дома у нас была хорошая библиотека, были все произведения, изучаемые в школе. Но все же библиотека стала моим хорошим другом. И даже когда я стала взрослой, я с удовольствием хожу сюда с детьми (у меня 2 дочки – 24 года и 14 лет и сын – 13 лет), и мы все вместе читаем книги моего детства и современных авторов. Жаль, что телевизор и Интернет вытесняют книги, но я думаю, что книга всегда останется в жизни, как хороший собеседник и друг.

Я считаю, что книги сыграли огромную роль в моей жизни. Они научили меня быть отзывчивой к чужой беде и боли человеком, ценить настоящую дружбу, любить. Может быть, поэтому я выбрала профессию, связанную с медициной.

Я от чистого сердца поздравляю всех работников детской библиотеки с юбилеем.

Желаю вам крепкого здоровья, счастья, удачи, благодарных читателей и успехов во всех начинаниях. Ваш труд, как и труд учителя, очень важен для воспитания подрастающего поколения, вы холите и лелеете детские души, взращиваете в них ростки таких вечных человеческих качеств, как любовь, уважение, милосердие.

Успехов вам, дорогие друзья!


.Юбилей Детской…

Библиотекарь Детской библиотеки г. Советска

Калинина Светлана Николаевна.

Юбилей у кого-то из людей – это отчет о прожитых годах. А юбилей библиотеки?

Я помню свое первое посещение детской библиотеки. В то время она находилась почти на чердаке старого Дома пионеров: длинная лестница, получердачное помещение. Старенькая женщина – это Стрельникова Ида Ивановна. Я помню свою первую книжку, полученную из ее рук. Мне, маленькой девочке, наверное, 3-4 класса дали толстенную книгу. Она называлась «Тихий Дон». Шли годы. Эта книга была обязательной в программе техникума, но я так и не заставила себя прочитать ее, пока уже взрослой не посмотрела фильм.

Настоящая встреча с детской библиотекой произошла в 1961 году. Заведующей библиотекой была Лидия Александровна Кошкина. Очень добрая, приветливая женщина, хороший специалист. В читальном зале работала Нина Михайловна Домрачева, библиотекарем старшего абонемента была Валентина Михайловна Бердникова.

Меня хорошо приняли в коллективе. Мы дополняли друг друга – много читали, хорошо рисовали, что было немаловажно для оформления книжных выставок, библиотечных плакатов, рекомендательных списков, умели выразительно читать, а главное любили детей, умели заинтересовать книгой, направить чтение ребенка в нужное русло – по интересам. Это называлась – руководство детским чтением. Можно подумать, что это скука, ерунда. Нет. Это было интересно обоюдно и нам, и детям. Вели дневник детского чтения – целые тетради записей вели за ребенком. Это были беседы по прочитанному. Выискивали разные зацепочки, чтобы не пропал интерес к чтению. И так из года в год, до самого ухода ребенка в старшие классы, где ребята тоже попадали в руки мудрых школьных библиотекарей – Маргариты Семеновны Снегиревой – школа № 2, Екатерины Авенировны Дьяконовой и Александры Павловны Чернышевой – школа № 1.

Я помню девочку Лизу Коровину. На вопрос: «Чем ты занимаешься дома в свободное время?», она ответила: « Залезу на крышу и смотрю на звезды». А тут детскому библиотекарю и «карты в руки»: составить рекомендательный список, планы чтения. Кем стала Лиза в жизни, я не знаю, но интересным человеком стала, это наверняка.

Я помню свой первый актив. Вы спросите, что это такое?

Сколько библиотека существует и всегда с ней наш читательский актив. Это мальчики и девочки, которые всегда с библиотекой, вместе с ней растут, учатся жить, и мы вместе с ним. Мои первые активисты – это Света Лобанова, Юра Лобанов, Света Куклина, Алеша Королев, Вадик Беляев, Коля Гусев, Катя Седых, Надя Ефремова, Женя Ратов, Виталик и Лена Митрофановы, Катя и Юля Пролеевы, Марина Цапаева, Володя Боровиков. Да разве всех перечислить!

Годы идут. Одни ребята вырастают, уходят в старшие классы, но приходят другие. И снова работа в клубе «Юный библиотекарь». Учимся читать вслух, проводить обзор, не бояться выступать перед ребятами, своими ровесниками.

А как любили помогать библиотекарям на абонементе! А ответственность за книги, за их сохранность! Наш актив собирал книги с задолжников, ремонтировал книги, помогал подготовить и провести литературные праздники к Неделе Детской книги, литературные сценарии на областных конкурсах в Кирове, «путешествовал» по тропинке в лес. Выступали в детских садах, в детском доме…

Многих ребят привлекал клуб-театр «Фантазеры», который вела Алевтина Ивановна Перминова. Очень скромная, «ходячая энциклопедия» в мире книг. Она учила своих кружковцев фантазировать, составлять свои собственные сказки, учила их стихосложению, любить театр.

Литературные обзоры нашего библиотекаря – методиста Лидии Павловны Новиковой, это что-то особенное! Она умеет выбрать из книг места, отрывки, которые заставят заинтересовать ребенка и взять книгу. Это не всем удается, это надо уметь!

Я уже собиралась уйти на пенсию, когда к нам в библиотеку сначала на практику, а потом и на работу пришла Ольга Геннадьевна Софронова. Когда я представляла Олю учительскому коллективу школы № 2 , сказала слова из сказки Ш. Перро «Золушка»: «Я еще не волшебник – я еще только учусь, но дружба помогает делать чудеса». Мои слова сбылись. Литературные герои, которых она играла для ребят, запомнились детскому зрителю. Это Домовенок, Карлсон, Бесенок, Солоха и др.

Сейчас детская библиотека в прекрасном здании, а книжный фонд старый, ветхий.

Как-то при встрече ко мне подошел бывший читатель, а теперь взрослый мужчина, Алеша Королев, сказал очень теплые слова: «Самые добрые воспоминания у меня – детская библиотека».

«Алеша, – продолжила я разговор. – Но мы не уберегли тебя от зла, которое подстерегло тебя в жизни». «Это уже другая история», – грустно сказал Алеша.

Очень высоко ценила библиотеку литератор средней школы №1 Роза Григорьевна Домрачева. Она говорила: «Я сразу чувствую, кто из ребят связан с библиотекой». И это правда. Умение писать сочинения, умение говорить литературным языком, кругозор – это все библиотека.

Да здравствует библиотека!

Да здравствует дружба книги, читателей и библиотеки!

10/ III – 2010 г.

Р.S. Я ни слова не сказала о наших активистах, помощниках детской библиотеки – папах, мамах, бабушках, но одно имя мне очень хочется вспомнить. Ходила в нашу библиотеку Света Шутович. Ее мама Вера Александровна и ее бабушка Глушкова Надежда Александровна, настоящие друзья детской библиотеки. Их помощь в сохранности книжного фонда просто неоценима. Самые нужные книги и самые рваные поручали им, и книги снова появлялись на полках библиотеки. Сами очень читающие, они знали цену книги, душой болели за сохранность книг.


Воспоминание о детской библиотеки.

О. Г. Макарова.

Первый раз в библиотеку (детскую, конечно) привела меня моя старшая сестра, когда мне было всего пять лет.

В детский садик я не ходила, слабенькая была, сидела одна дома и с нетерпением ждала, когда из школы, самой первой из родных, придет моя сестра Мила.

Мы забирались с ней по лесенке на русскую печку, теплые кирпичи которой грели всю зиму и весь наш дом и всех живущих в нем. С двух сторон верх печи был огражден деревянными перегородками, к тому же папа перекинул туда провод с лампочками, и мы славно жили в этом теплом домике внутри большого дома; там играли, читали, рисовали, делали уроки, говорили друг с другом, сушились после прогулок и, устав от событий дня, нечаянно засыпали.

Вот там, на печке, сестричка показала мне буквы алфавита и научила складывать их в слова. Отлично помню первую фразу в букваре, которая поразила меня своей необычностью звучания: «мама мыла раму». Но вот букварь прочитан, других детских книг у нас дома не было, и мы пошли в библиотеку.

Находилась она тогда (в 50-е годы) в красивом, из красного кирпича, здании с высоким крыльцом, в том самом сквере и на том самом месте, где сейчас находится «Школа искусств». В мои детские годы это был «Дом пионеров» с комнатами для работы кружков и зрительным залом для выступлений. А в тот день я помню только высокий прилавок и лицо над ним, а после вопросов об имени, возрасте и месте жительства, мне выдали мою первую книжку К.Чуковского «Мойдодыр». Эти книжки так и выпускались в этой серии «Мои первые книжки». Я до сих пор знаю эти стихи наизусть и зрительно помню очень хорошие иллюстрации художника А. Пахомова.

И еще я так гордилась этим событиям в своей скудной детской жизни, что отлично помню, как поздним вечером, когда раздался стук в дверь, я бросилась к ней с криком: «Папа, папа, я была в библиотеке и мне дали книжку», но за дверью оказался незнакомый человек, которому видно тоже нужен был мой папа.

Вообще я по жизни читала очень много, но из детства я почему-то хорошо запомнила еще одну книгу. Детская библиотека тогда уже находилась на улице Кирова д.№23 в двухэтажном деревянном здании, где был интернат, а в настоящее время жилые квартиры. Мы, дети, поднимались по деревянной лестнице на второй этаж, но часто очередь начиналась уже со ступенек этой лестницы.

У моего одногодка поэта Владимира Терехова есть стихотворение именно об этой библиотеке, а перед стихотворением объявление на дверях: «Дни посещения учащихся 1 – 4 классов – понедельник, среда, пятница. 5 – 10 классов – вторник, четверг, суббота».

***

Пурга заметала дорожки…

Я, ростом еще с вершок,

По снежному, свежему крошеву

С книжкой в обнимку шел.

Добрался до библиотеки

По лестнице темной, крутой,

И день тот запомнил на веки:

Мне сказали, что он не мой.

И книгу не поменяли,

Стало обидно до слез,

Что было не до меня им,

И к ним я напрасно полз.

Поныне тот день мне горек,

Вспомню – и в горле ком,

Хотя и покруче горки

Прошел я, судьбой влеком.

И я хорошо помню, как долго-долго продвигаешься в очереди к заветному прилавку, отдаешь книги, а взамен смотришь те, что сданы другими до тебя, но в тот день мне ничего из них не приглянулось, и, тогда миловидная девушка спросила: «Ничего не выбрала? Пройди, посмотри здесь», и впустила меня в «святая святых». Я прошла к высоким стеллажам, плотно уставленным книгами, и, естественно растерялась, а библиотекарь начала спрашивать: «Что ты хочешь почитать?», ну откуда же я знала? И тогда она сняла с полки книгу о растениях: «Хочешь эту?» «Да!» С тех пор все растения -эта часть моей жизни.

Конечно, я выросла в крестьянской семье, где растения – это поле, огород, лес – это еда, лекарства… Но благодаря той книге я впервые узнала, что растения – это тоже живые существа со своим особым образом жизни, со своими историями, легендами и у них есть свое питание, свои взаимоотношения, места обитания, и о них даже книги пишут.

И еще я одно поняла, что книга – это единственное, что не навредит, а всегда поможет. Тебе плохо? Тебя обидели? Ты берешь книгу и попадаешь в мир других людей, ты видишь, как они справляются со своими проблемами, к чему стремятся, чего добиваются и как. Твой кругозор расширяется, ты видишь уже другие возможности, иной мир.


Палочка – выручалочка.

Зубарева Марина Николаевна,

мама троих детей.

В этом году Центральной детской библиотеке исполняется 90 лет. Я дружу с библиотекой лет 30. В 80-е годы я сама ее читателем, теперь читателями стали мои дети.

Библиотека для меня – это «палочка – выручалочка». Здесь я могла найти ответ на любой вопрос, подобрать материал на любую тему, подготовить развлекательную, конкурсную программу к любому празднику, выбрать книгу по душе. И всегда рядом были библиотекари – профессионалы, которые могли предложить на выбор целую стопку книг.

Затрудняюсь сейчас вспомнить какой-нибудь классный час. Помню только, что их было много и разных. Запомнилась атмосфера, которая царила тогда в библиотеке. Взрослые люди не стеснялись говорить нам детям «волшебные слова»: «спасибо», «пожалуйста», «будь добра», встречали нас с улыбкой, внимательно выслушивали наши путаные объяснения того, что нам нужно, и всегда помогали найти это нужное. Мы не боялись принести в библиотеку просроченную книгу. Но и зря старались не задерживать. А перед тем, как сдать книгу обязательно подклеивали порванные страницы. Короче говоря, взрослые и дети уважали друг друга. Я не припомню ни одного случая, когда бы библиотекари из моего детства не то что ругались, а просто сердились. Для меня это самые доброжелательные люди. Яркий пример тому Светлана Николаевна Калинина.

Всем библиотекарям, бывшим и настоящим, хочу сказать: «Спасибо вам за ваш труд. Ваша профессия сродни профессии учителя. Вы тоже сеете вечное, разумное, доброе». А современным детям хочется пожелать: «Читайте книги, и для вас будет открыт весь мир: его прошлое, будущее и настоящее».


«Книга и библиотека в моей жизни»

В нашей семье все любят читать книги. А младший брат Илюша очень внимательно слушает, когда мы ему читаем.

С детской библиотекой меня познакомила мама. И когда я первый раз пришел в библиотеку, мне завели читательскую карточку под номером сто шестьдесят девять, где записывают все книги, которые я читаю.

С тех пор я стал ходить в библиотеку. Мне нравится там рассматривать на полках книги и выбирать. Первой книгой из библиотеки была «Краденое солнце» К.Чуковского.

Мне очень нравиться ходить в библиотеку и узнавать много интересного.

Маковеев Даниил, 2 «а» шк. № 2


В жизни каждого человека книги имеют важное значение. Когда я только немного научилась читать, мама сразу повела меня записываться в детскую библиотеку. Количество книг меня не удивило, потому что у нас дома их очень много, более двух тысяч.

Особенно мне нравиться ходить в библиотеку сейчас, когда я стала старше. Там очень много интересных книг, которых у меня нет. После каждого прочтения книги, я рассказываю родителям, о чем прочитанная книга. Я очень люблю вести читательский дневник. Благодаря книгам, мы учимся дружить, уважать старших, любить природу и животных.

Кислицына Маша, 2 «а» шк. № 2.


Когда мне было 3 годика, мама впервые привела меня в Детскую библиотеку. Там на высоких стеллажах расположилось множество интересных и красочных книжек. Доброжелательная библиотекарь завела на меня формуляр. Сначала книги мне читала мама, а я засматривался на интересные картинки, но позднее к годам 6, я по слогам начал и сам их читать. Даже сейчас, когда многое можно узнать в Интернете, я постоянно хожу в библиотеку. Ведь ничего прекраснее нет, когда держишь в руках интересную, захватывающую книгу.

Червоткин Коля 2 «а», шк. № 2


Я люблю ходить в библиотеку. В библиотеке большой выбор книг. Там я могу выбрать любую книгу по школьной программе, или ту, которая понравилась. Из книг я узнаю много нового и интересного. Как только я прихожу из библиотеки с новой книгой – сразу сажусь читать. Если бы я не ходил в библиотеку, то не смог бы прочитать многих книг.

Новоселов Антон 2 «а», шк. №2


Однажды на летние каникулы нам задали читать много книг. И мама решила записать меня в библиотеку. Там много книг. Они очень интересные, яркие. Особенно мне нравится читать сказки, журналы и стихи. Каждые десять дней я хожу менять книги. Мне очень нравится ходить в библиотеку. Благодаря библиотеке я могу брать любую книгу, и мой брат очень любит, когда я ему читаю.

Огородникова Ксюша 3 «а», шк. № 2


В субботу мы всей семьей ходили в библиотеку. Мама взяла книгу по вязанию. Ей понравился рисунок кофты, она вяжет ее. Папа взял себе книгу в библиотеке про космос, ему все понравилось в этой книге. Я взяла в библиотеке книгу про Барби, она очень интересная. Сережа взял книгу про машины, она ему показалась очень интересной. Антону мы взяли сказки и потешки. Мы замечательно провели время.

Жолобовой Лизы 2 «а» кл., шк. № 2