Советуем почитать

Уважаемые читатели! Каждый из нас – читатель, и если вам понравилась книга, не стесняйтесь рекламировать ее другим. Отзывы на книги можно передавать сотрудникам абонемента центральной библиотеки им. П.В. Алабина.


Виноградова Любовь  “Ангелы мщения”

Сборник воспоминаний женщин, которые встретили Великую отечественную, будучи молодыми девушками. Они хотели защищать Родину, помогать мужчинам, рвались на фронт. Некоторые увеличивали свой возраст и подделывали документы, чтобы попасть в армию. Нам сейчас трудно такое представить, да и они не понимали до конца, что их ждёт. Как выполнить свой долг там, где даже взрослым мужчинам тяжело и страшно? Они смогли. В этой книге их истории, очень разные.

Снайперское движение в Красной армии началось в самые отчаянные дни войны, осенью 1941-го, на Ленинградском фронте. В 1943 году в составе действующей армии появились первые женские снайперские взводы. На счету у многих «ангелов мщения» были десятки убитых врагов. Не всем этим девушкам довелось дожить до конца войны. Те, кому повезло, вернулись, совсем еще молодыми, к жизни обычных советских женщин. И все же главным событием их жизни стала Великая Отечественная.
Автор книги Любовь Виноградова работала в архивах, изучала мемуары очевидцев, встречалась с участниками событий и членами их семей.

Если прежде женщина с оружием в руках была исключением из правил, редчайшим феноменом, легендой вроде Жанны д’Арк или Надежды Дуровой, то в годы Великой Отечественной в Красной Армии добровольно и по призыву служили 800 тысяч женщин, из них свыше 150 тысяч были награждены боевыми орденами и медалями, 86 стали Героями Советского Союза, а три — полными кавалерами ордена Славы. Правда, отношение к женщинам-орденоносцам было, мягко говоря, неоднозначным, а слово «фронтовичка» после войны стало чуть ли не оскорбительным («Нам даже говорили: «Чем заслужили свои награды, туда их и вешайте». Поэтому поначалу не хотели носить ни ордена, ни медали»). Женщинам на войне всегда тяжелее, чем мужчинам. И отношение к женщинам в строю всегда особое. Но литература не особо балует нас описаниями их жизни на войне, ведь среди них не было больших начальников, а значит мемуары им были не положены. Тем ценнее каждая, вновь выходящая книга с воспоминаниями женщин-участниц войны. Читать иные моменты очень тяжело и страшно, а то и неловко. Но такова она, живая, неотлакированная история всех войн, такова истинная цена нашей Победы в той войне.
Оценивать и делать выводы тут, по-моему излишне. Это просто надо прочитать.

Эта книга – наша общая благодарность всем женщинам, которые честно воевали, самоотверженно трудились в тылу и внесли неоценимый вклад в Победу нашей Родины в Великой Отечественной войне.


ТАНЦУЯ ПОД ОБСТРЕЛАМИ. Дневники артистов Кировского театра 1941–1944 гг. из осаждённого Ленинграда

Столь полная версия дневников публикуется впервые. Мы знаем общую картину ужасов блокады — голод, холод, обстрелы, бомбёжки, коллапс работы коммунальных служб миллионного города — но в этих дневниках они предстают перед нами во всех кошмарных подробностях и деталях. Но ленинградские артисты оперы и балета не сдались — наоборот, своим творчеством они хотели активно участвовать в обороне Ленинграда от ненавистного врага. И они это сделали. Они не только давали концерты в невозможных условиях, но и сумели сохранить для советского балета ценные кадры. Вот что вспоминает Наталия Сахновская: «Несмотря на воздушный налёт, много людей сбежалось на помощь пострадавшим. С маленькими фонариками в руках они лазают по грудам обломков и то здесь, то там вытаскивают убитых. Увы, ни одного живого. Роберт всю ночь помогает откапывать. Чудом уцелел лишь один грудной младенец под обломками деревянного дома. Оказывается, его кроватка опрокинулась и на неё завалился шкаф, образовав таким образом навес, где он и лежал… Люди, услышав его жалобный плач, приложили все силы, чтобы извлечь его как можно скорей, но это было очень нелегко, и только на вторые сутки беспрерывного труда прорыли лазейку, ежеминутно грозившую обвалом при малейшей неосторожности. Пролез в неё тонкий паренёк, он рассказал, что рядом с ребёнком лежит убитый мужчина, видимо, его отец. Часы на его руке ещё шли, а  жизнь уже оборвалась. Тщетны усилия спасти жизнь крошечного младенца, он был мокренький, надышался холодного воздуха и погиб от воспаления лёгких. Угасла только начавшаяся жизнь. Вернувшая домой после катастрофы женщина, увидя страшную картину гибели своих близких и дома, не выдержала и, обезумев, бродила жуткой тенью по развалинам, всё что-то бормоча и роясь в обломках, и хоть осталась живой, но тоже погибла. Злодеяние не выпустило из своих когтей ни одной своей жертвы. Погибли все. Погибло столько народа… Взрывы, взрывы… содрогалась земля… Враг, как удав, опоясал город и сжимает… сжимает, и душу мучительно сжимает тревога, она растёт беспредельно, становится невыносимой… эти налёты, эти людские жертвы, дома, превращающиеся в руины.

 Академик Михаил Дмитриевич Тушинский взял Роберта к себе в больницу, в своё отделение. Он поддерживает Роберта, чем только может: и лекарством, и последний порошок глюкозы отдал ему, и свои полстакана чаю. Дорогой Михаил Дмитриевич, как я благодарна ему за то, что спасает жизнь Роберта. На обед в больнице давали на чайном блюдце столовую ложку очень жидкой каши, вернее, навара. Хорошо, что тогда я купила два пучка корешков хрена. Навещаю Роберта ежедневно, ношу ему его долю хлеба и натёртых на тёрке корешков хрена. Он добавит их в порцию жидкого навара из крупы, которую дают в больнице на чайном блюдце (столовую ложку!), и всё же получается гуще и немного больше порция. Оборвалась наша артистическая деятельность. Изменилось всё. Уже я не меняю красивые чашки, как с Робертом. Мы с ним пили пустой кипяток из всех дорогих чашек, которые имели, и сидели за красиво сервированным столом для иллюзии…

14 декабря. Число тринадцать подвело, и  мы не смогли выпустить премьеру, не были готовы декорации. «Эсмеральду» заменили «Пахитой» и дивертисментом. Этот вечер балета прошёл не очень удачно, неожиданная перемена, прорепетировать на сцене и вообще где бы то ни было не было времени. Новая площадка театра… впервые… холодно, тесно, темновато. Всё сказалось. Но, может быть, для коллектива и лучше было освоить сцену танцевальной программой. 18 декабря. Наконец настал день премьеры. Все мы в волнении… гримироваться приходится, не снимая пальто, температура низкая, но электричество горит, и всё же надо натягивать трико и балетные костюмы… Наши милые костюмерши М.Д.Меркулова и А.Я.Шенис, чьими руками любовно отглажены и приведены в порядок все костюмы, внимательно оглядывают всех, что-то подшивают, где-то подкалывают… гримёрша А.А.Веселова подправляет наши причёски… девушки, такие тоненькие, изящные в балетных тюничках, дрожат от холода и волнения. Тщетны все разминки, ног не разогреть… Третий звонок, смолкли голоса, зажглась рампа, поднялся занавес… спектакль начался… Наша «Эсмеральда» увидела свет. Первый блокадный балет 18 декабря 1942 г. Зрители тепло приняли нашу «Эсмеральду»

Вторая зима блокированного Ленинграда такая же лютая и снежная. Война бушует вокруг города и над нами. Налёты, обстрелы даже усилились. Враг бешено мстит за свой просчёт. Он ждал, что город встанет на колени и сдастся, а город гордо поднял голову. Если первую зиму 41–42 гг. можно охарактеризовать словами: «война и вымирание», то вторая зима — это «война и сопротивление». Успешно ведут бои наши армии ленинградских фронтов, работают заводы, вырабатывая военную продукцию. Открылись учреждения, наладился труд, люди вернулись к своим профессиям, и все силы устремлены на сопротивление и оборону. И наша деятельность продолжает расширяться. Мы с Робертом одинаково относимся ко всем выступлениям, любим свою профессию, любим танцевать, ценим признание зрителей и безотказно выступаем везде, где нас просят, как до войны, так и теперь. В 1942 г. мы станцевали 166 шефских концертов, 11 спектаклей, 32 концерта: всего 209, ещё и сольный творческий вечер в Филармонии.

18 октября 1943 г. Торжественный день в нашей жизни. Нам, артистам, вручают медали «За оборону Ленинграда». Нет слов, как мы счастливы, наш труд признан Правительством и признано наше участие в борьбе за наш город. Мы все были взволнованы. Получив награду, Роберт произнёс очень патриотическую речь. Надя Красношеева тоже хорошо сказала. Вдохновившись, последовала их примеру и я, и выступила, и хоть впервые публично, но вроде неплохо, как говорят товарищи.»

А так пишет о блокадном Ленинграде Ольга Иордан: « Акомпаниаторов к весне не осталось в городе. Трудно описать то чувство, которое охватило меня, когда мы снова собрались в нашем репетиционном зале на улице Росси на первый урок. Все надели танцевальные туфли и тюнички, стали возле палок, раздался первый аккорд, и похудевшие, но с горящими от счастья глазами, мы присели в привычном плие. Я не верила себе: сон это или действительность? Неужели весь кошмар минувшей зимы прошёл, и мы снова делаем своё любимое дело, снова возвращаемся к  нормальной жизни! С каким наслаждением я давала эти уроки, отдаваясь им целиком, как загоралась ими и зажигала других! Я думала с гордостью: «Жив ленинградский балет! Наш город — родина русского балета, который завоевал себе славу во всем мире. Не смогли немецкие полчища захватить или уничтожить наш город, не смогли немецкие самолёты и пушки подавить духа ленинградцев — не смогут они уничтожить и ленинградский балет. Он должен существовать, и он будет существовать, несмотря ни на что!» Впрочем, жестокая действительность всё время напоминала о себе. Сил у всех было немного. Позанимавшись совсем недолго, уставали, бледнели:

 — Ольга Генриховна, мне плохо. Можно полежать?

— Можно. Ложитесь. Они ложились тут же в зале на стульях и отдыхали несколько минут. Потом снова вставали.

— Теперь я могу немножко танцевать. Танцевать в полную силу было невозможно.

Завершается сборник словами Ольги Генриховны Иордан:  «…Страшный, суровый урок на всю жизнь дала мне война. Но она научила ценить и сознательно любить нашу великую Родину, её замечательных людей, грудью своей отстоявших её независимость, те великие идеи, которые способны вдохновлять на величайшие подвиги, и свято верить в конечное торжество правды и справедливости.»

Книга издана благодаря коллективу сотрудников частного военного музея Карельского перешейка. Главный редактор Баир Климентьевич Иринеев.

Г. Мочалова


Александр Прозоров- русский Александр Дюма

Александр Прозоров пишет о судьбах царских особ увлекательно и легко. Блестяще владеющий историческим материалом, он в ярких красках создает атмосферу Руси 16-17 вв.

Многие читатели, интересующиеся книгами исторической тематики, уже прочитали его книгу «Любовь, опрокинувшая троны». А сейчас в библиотеке приобретена трилогия: «Любовь литовской княжны», «Судьба княгини» и  «Месть княгини Софьи».

Отзывы взяты из открытых источников:

Любовь литовской княжны

Юный князь Василий, преодолевший тысячи верст на пути домой, попадает в Тракайский замок, где выказывает дружеское расположение литовскому князю Витовту. Визит оборачивается встречей с прекрасной Софьей, дочерью хозяина замка, которая с первого взгляда очаровывает знатного гостя. Несмотря на препятствия в виде соперницы и приказ литовского короля, который запрещает княжне выходить замуж, она не отчаивается и… борется за свое счастье так, как умеет. Но как быть молодым, если их брак не одобрит и отец Василия, сам Дмитрий Донской?

«Шикарная книга! Когда предпоследняя книга серии закончилась словами “в империи властители уже не могли жениться по любви” я решил, что всё, серия закончилась, но Александр Прозоров создал вишенку на торт.В отличие от остальных книг серии, которые представляют увлекательный учебник истории, созданный на основе любовной истории, в книге “Любовь литовской княжны” есть всё: основы дипломатии и международной политики средневековой Евразии, тактика организации многотысячных походов, любовь ведьмы и князя и мораль “что может совершить пьяная женщина, разочаровавшаяся в браке”.
И, кстати, страсти в книге намного сильнее современных.»
Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/661670/

«Судьба княгини»

Великий князь Руси Василий Дмитриевич, чувствуя приближение кончины, обращается к брату Юрию Звенигородскому с просьбой стать следующим правителем, дабы защитить державу. Ведь сын Василия рожден от литовской княжны Софьи, которая так и осталась для всех чужеземкой. Более того, окружена темными слухами о колдовстве. А потому ее придется изгнать. Однако Василий и представить не может, что Софья давно изменяет ему с князем звенигородским. А брату его предстоит сделать выбор, от которого зависит судьба всего государства…
Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/1002989037-sudba-knyagini-aleksandr-prozorov

«Месть княгини Софьи»

Книга является продолжением истории Софьи Витовтовны и завершает трилогию. Прозоров как всегда пишет вкусно и интересно, невозможно оторваться, но удивительно меняется отношение к главной героине в этой книге: если в первых двух симпатизируешь ей,то в этой героиня становится отрицательным персонажем и полностью оправдывает свое прозвище “литовской ведьмы”. Не буду раскрывать сюжет, но в очередной раз убеждаюсь,что реальная история намного интересней любого придуманного романа-это видно на примере судеб внуков Дмитрия Донского, которые также являются главными героями романа. Княгиня Софья не смогла пережить предательства возлюбленного – князя Звенигородского. Раскрыв правду о рождении их сына, он поставил под угрозу права Василия на московский трон. Слепая месть заставляет княжну забыть про чувства и сделать все, чтобы сохранить секрет.
Сможет ли князь остановить Софью до того, как ее месть пройдет кровавой дорожкой по его роду и земле Русской или сам падет жертвой коварных замыслов?
Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/720868/ 

Подробнее: https://www.labirint.ru/reviews/goods/720868/


Елена Чижова «Время женщин»

Елена Чижова – коренная петербурженка, автор пяти романов, последний – «Время женщин» – был удостоен премии «РУССКИЙ БУКЕР».

Сюжет: Тихую лимитчицу Антонину соблазняет питерский «стиляга», она рожает от него дочь . Живет она в коммунальной квартире вместе с тремя одинокими старушками, которые и помогают матери- одиночке воспитывать ребенка.  О них, о «той» жизни – хрупкой, ушедшей, но удивительно настоящей – и ведет рассказ выросшая дочь героини, художница…
События в книге происходят в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия, когда страна оправившись после войны, строила светлое будущее, когда Ю. Гагарин совершил первый полет в космос, когда советские люди верили, что они строят светлое будущее, до которой совсем-совсем недалеко, что оно вот-вот рядом.

По сценарию этой книги был поставлен спектакль в “Современнике”, где главную героиню сыграла Алена Бабенко.


Архив 2019 год

Архив 2018 год