21 февраля в центральной библиотеке им. П.В. Алабина состоялось очередное занятие клуба «Краевед», тема которого- «Из истории фотодела в Вятке». С сообщением выступила Нина Ивановна Деньгина и рассказала о фотохудожнике Сергее Лобовикове, показала старинные фотографии из семейного архива, автором некоторых из них является этот мастер. Старинные снимки из семейного альбома показала и Ефремова Татьяна Аркадьевна.
В середине XIX века уже славилась своими талантами в области фотографии и Вятка. Талантливый фотограф Владислав Бишевский в 1853 году открыл первое фотоателье в Вятке и запечатлел виды губернского города. Его последователи – Василий Репин, Аркадий Рылов, Хлебников, позднее Сергей Лобовиков (фото слева). Сергей Александрович Лобовиков родился в семье сельского дьякона. Учился в сельской школе, затем в духовном училище. Вскоре умерли его родители, и 13-летний Сергей был отправлен в Вятку, отдан «за харчи и жильё» учеником к владельцу фотоателье купцу Петру Тихонову (фото справа). Внимательный Тихонов отметил, что молодой человек проявляет большой интерес к фотографии, живо интересуется азами профессии. Несмотря на разницу в возрасте и социальных различиях Тихонов и Лобовиков тесно сошлись. Важно отметить, что сам хозяин был не простым рядовым фотографом — по его негативам издавались открытки с видами города, снимал он и вятских ремесленников (эти работы также вышли в свет в виде открыток). Лобовиков провел у Тихонова в помощниках долгих 5 лет. Другой его ученик Василий Репин открыл в Вятке в 1903 году фирму “Центральная фотография”. Некоторое время ретушёром и помощником у Тихонова работал Аркадий Рылов, позднее он стал известным художником.
В 1900 г. работы Лобовикова начинают методично завоевывать признание на всероссийском и европейском уровнях. Мастер отправляет свои снимки на самые разные выставки, участие в которых принесло широкую известность не только в России, но и далеко за её пределами. Он избирался членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, почётным членом Лондонского салона изящных искусств и членом Русского фотографического общества, председателем вятского фотографического общества, почетным гражданином города Вятки. Его энергии хватало на то, чтобы инспектировать школы родной Вятской губернии, принимать участие в реконструкции Александровского сада, будучи его общественным попечителем, преподавать фотографию в Вятском пединституте, иллюстрировать первый в России специализированный журнал «Рыболов-охотник» (1909 – 1918), печатать статьи в газетах, выступать с лекциями об искусстве. “Вятское фотографическое общество” под его руководством имело большой зрительский и общественный успех – регулярно проводились выставки, лекции и мастер-классы по фотографии. В начале XX века Лобовиков был одним из организаторов художественных выставок, а позднее — художественного музея в Вятке.
Первые павильонные фотокамеры были громоздкими, весили более 50 килограммов. Выдержка фотокамер составляла от 5 до 15 минут, поэтому в изголовье кресел имелись подголовники, чтобы удерживать голову клиента в неподвижности. Держатель, оснащенный одной или несколькими парами регулируемых «тисков», помогал позирующему. На фотографиях люди получались с закрытыми глазами — невозможно было не моргать в течение нескольких минут. Прорисовкой глаз в ателье занимался ретушер, который устранял также все неточности снимков и по желанию клиента раскрашивал портреты акварелью. Лобовиков говорил: «Надо пользоваться фотоаппаратом как кистью, посредством которой передавать зрителю замысел, настроение, вкус в выборе натуры, освещения.»
Сам Лобовиков называл себя «фотографом мужицким», именно ему удалось очень ярко отразить повседневную жизнь русского крестьянства в своих сериях фотографических работ. Наибольшую известность фотографу принесли жанровые композиции из крестьянской жизни и портреты детей, созданные в 1907 – 1911 гг. «Домовица». Снимок С. А. Лобовикова. 1909 – 1910 гг.
В 1902 г. Лобовиков снимал групповой портрет выпускниц Вятского женского епархиального училища. Среди девушек была Елизавета Андреевна Якимова, детство и юность которой прошли в Песковке. Спустя полгода после съемки, Сергей Александрович поехал на родину и в деревне (6 – 7 км от села Белое) ему передали, что болеет их учительница. Сергей Александрович зашел к ней. После оживленной беседы, он сделал фотографию, широко известную сегодня под названием «Сельская учительница». 1909 – 1910 гг.
Сергей Александрович был знаком со многими ярчайшими персонажами дореволюционной России. Например, общался с Федором Шаляпиным, делал портреты самого певца и его отца, Ивана Яковлевича. Дружил фотограф и с братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Вообще вятские художники были нередкими гостями дома Лобовиковых. Для дореволюционной Вятки Лобовиков был действительно культовым персонажем, очень заметным и ярким. В 1913 г. за заслуги в области художественной фотографии Русское фотографическое общество в Москве избирает Лобовикова своим почётным членом.
Вятка. Трифонов монастырь и кремль. Вид на север с улицы Кикиморской. Снимок С. А. Лобовикова. 1900-е гг.
С. А. Лобовиков являлся крайне трудолюбивым фотографом: за 38 лет сделал свыше 60 000 портретных, жанровых, пейзажных снимков. На его фотографиях вся старая Вятка: дома, улицы, перекрестки, образ города начала XX в, который сохраняется для последующих поколений.